Структура интеллекта

Структура интеллекта

Наибольший интерес для человека представляет определение структуры интеллекта. Существует 2 подструктуры общего интеллекта.

Вербальный интеллект интегральное образование, функционирование которого осуществляется в словесно-логической форме с опорой преимущественно на знания.

Невербальный интеллект интегральное образование, функционирование которого связано с развитием наглядно-действенного мышления с опорой на зрительные образы и пространственные представления.

Структура интеллекта зависит от целого ряда факторов: возраста, уровня образования, специфики, профессиональной деятельности и индивидуальных особенностей.

Как  показали исследования ленинградского  психолога Е. И. Степановой, процесс интеллектуального развития взрослого человека неоднороден, он характеризуется чередованием спадов и подъемов, а также изменением акцентов внутри системы психических познавательных процессов.

Выделено 4 основных периода интеллектуального развития:
— 18-25 лет — частая смена подъемов и спадов (через один-два года), неустойчивость и активная перестройка мыслительных функций;
— 26-35 лет — увеличение устойчивости, некоторое снижение уровня непроизвольной памяти, повышение произвольного внимания, общий подъем уровня развития интеллекта за счет повышения активности процессов мышления, формирование индивидуального стиля умственной деятельности;
— 36-40 лет — усиление целостности интеллекта, появление зрелости суждений, мудрости;
— после 40 лет — большее развитие вербального интеллекта, который как бы противостоит процессу старения и ослабления интеллектуальных функций.

Для того, чтобы человек мог долго сохранять интеллектуальный потенциал, необходимо сознательно регулировать процессы накопления и логического преобразования знаний, вести активную умственную деятельность.

Отдельно выделяют еще технический интеллект — своеобразная система мыслительных навыков, позволяющих успешно овладевать техническими дисциплинами. Базой, на которой формируется технический интеллект, является умение оперировать пространственными образами, умение строить пространственные схемы, способность переводить объемное изображение в плоское.

Кроме этого с формированием технического интеллекта оказались тесно связаны такие далекие от этого логические операции: способность определить категорию, к которой относится понятие, класс объекта, умение выделить существенный признак предмета.

Природа интеллекта в целом такова, что далекие по своей профессиональной принадлежности умственные навыки, определяются каким-то общим фактором и развиваются, формируются только совместно, как, например, успешное овладение тонкими движениями и математическими операциями. Одним из признаков сформировавшегося интеллекта является скоординированность, согласованность развития различных мыслительных навыков. Для первой стадии развития характерно последовательное развитие мыслительных функций, последовательное появление одного навыка на базе другого. Например, сначала у детей развивается, растет долговременная память, внимание, а затем начинает улучшаться логическая функция. Для взрослого интеллекта характерно уже одновременное и однонаправленное развитие целых блоков умственных способностей.

Поэтому для формирования современного творческого специалиста важно всестороннее развитие интеллекта, а не только узкая специализация.

Человек, познакомившись со своим профилем интеллекта, должен стремиться к развитию наиболее слабых сторон, естественно, опираясь на сильные.

Несколько рекомендаций по развитию интеллекта:
— определить свой профиль интеллекта;
— развивать как вербальный, так и невербальный интеллект;
— развивать умение выходить за рамки узкопрофессиональных задач, дабы предотвратить профессиональную деформацию и ограниченность;
— учиться находить решения в сложных, нестандартных ситуациях;
— знать о существовании эмоциональных барьеров, мешающих перестройке умственной деятельности, и учиться их преодолевать, как бы это не было тяжело.

Кроме познавательного, существует профессиональный интеллект, а также социальный.

Профессиональный интеллект ориентирован на специализацию в деятельности, на это настраивается вся его структура. Социальный интеллект — умение решать проблемы межличностных отношений, находить рациональный выход из ситуации.

__________________________________________
Читайте еще статьи по этой теме:
Семь интеллектуальных способностей по Гарднеру
Измерение интеллекта: Что такое IQ?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *