Феномен воображаемого друга

Феномен воображаемого друга (или синдром Карлсона) — явление, когда ребенок имеет потребность общаться с воображаемым другом. Это может быть как полностью вымышленный персонаж, так и герой мультфильма или одушевленная любимая игрушка. Чаще всего воображаемый друг появляется в возрасте 3-6 лет и исчезает, когда ребенок идет в начальную школу.
Иногда ребенок сам сообщает родителям о том, что у него есть несуществующий товарищ по играм. В некоторых случаях друг тщательно скрывается, и догадаться о его существовании можно по особенностям поведения малыша (например, он смотрит в какую-либо точку пространства и как будто безмолвно с кем-то общается, или даже настолько увлекается игрой, что начинает вести с воображаемым другом диалоги вслух).

У родителей такое поведение может вызывать сильную тревогу, но не стоит сильно переживать. Воображаемый друг часто свидетельствует о том, что у ребенка хорошо развита фантазия, а в раннем возрасте фантазия является одним из способов познания мира. Ребенок как бы тренирует коммуникативные способности и воображение, общаясь с несуществующим товарищем.

Но есть некоторые аспекты, на которые стоит обратить внимание. Часто воображаемый друг представляет собой способ удовлетворения потребностей, которые ребенок не может удовлетворить в реальной жизни, то есть является своего рода симптомом неблагополучия. Стоит осторожно выяснить характер друга и то, каким образом он ведет себя по отношению к ребенку. Если друг развлекает и смешит, может быть, ребенок испытывает потребность в новых впечатлениях, и следует больше внимания уделять тому, как он проводит свое время. Если друг сильный и защищает, возможно, ребенок не ощущает себя в безопасности и у него снижено доверие к миру. Такое может быть в том случае, если, например, семья недавно переехала в новое место и ребенок ощущает тревогу в связи с этим. Друг также может помогать ребенку переживать стрессовые ситуации, например, развод родителей или болезнь одного из членов семьи. Наличие воображаемого друга иногда свидетельствует о том, что родители слишком сильно опекают ребенка и ему не хватает пространства для творчества и свободы.

Иногда воображаемый друг используется для того, чтобы ребенок мог снять с себя чувство вины, например, он утверждает, что чашку разбил вовсе не он сам, а его вымышленный товарищ, тем самым снимая с себя ответственность. Может быть, родители слишком строги к ребенку и следует проявлять к нему больше лояльности и отказаться от строгих наказаний за проступки.

Беспокоиться и обращаться к специалистам нужно в двух случаях. Первый — если воображаемый друг не исчезает в позднем возрасте , например, в 10-12 лет. И второй — если ребенок боится плода собственного воображения, который может даже сниться ему в кошмарных снах.

Но в более раннем возрасте не стоит пытаться убедить ребенка в том, что его друга не существует, или вести малыша к психиатру. Воображаемый друг — нормальное явление на ранних стадиях развития психики. Многие психологи считают даже, что опыт общения с таким другом был почти у каждого человека, просто в силу особенностей памяти большинство людей забывает об этом с наступлением школьного возраста.

Ирина Базан

This entry was posted in Психическое развитие and tagged , . Bookmark the permalink.

One Response to Феномен воображаемого друга

  1. Очень мало сейчас исследований по воображаемым друзьям, что в России, что за рубежом

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *