С момента рождения ребенок постоянно познает незнакомый ему мир. Если новый предмет вызывает у ребенка эмоциональные переживания, то он его выделяет среди всех остальных.
Постепенно все больше предметов попадают в поле зрения ребенка и вызывают врожденный ориентировочный рефлекс, который И.П. Павлов назвал «Что это такое?».
Этот рефлекс и есть зарождающаяся познавательная потребность, которая превращается в любознательность.
Психика содержит целый комплекс познавательных процессов, с помощью которых человек перерабатывает полученную информацию:
— память
— внимание
— восприятие
— мышление
— воображение
— речь
— ощущения
Наиболее значимый период для развития познавательных способностей – от рождения до 7 лет.
Все познавательные способности взаимосвязаны и влияют друг на друга, поэтому они должны развиваться в комплексе.
Восприятие, ощущения и внимание занимаются получением информацией из внешнего мира. Память, мышление и воображение перерабатывают поступившую информацию. Речь переводит эту информацию в слова, что позволяет ребенку общаться.
В каких видах деятельности могут развиваться познавательные способности?
Прежде всего это:
— игровая деятельность
— художественная (рисование, лепка, аппликация, конструирование)
— спортивная
— художественная
— трудовая
Сейчас школа предъявляет определенные требования к уровню развития дошкольника, поэтому возникает необходимость заранее готовить ребенка к поступлению в школу и к успешному обучению в школе.
Появилось много специальных развивающих детских центров, которые проводят занятия с дошкольниками.
Л.С. Выготский утверждал, что дошкольный возраст является начальным этапом становления познавательной деятельности. Он считал, что в дошкольном возрасте ведущую роль начинает играть память.
Память в основном носит непроизвольный характер, но к концу дошкольного возраста в связи с развитием игры и под влиянием взрослого у ребенка начинают складываться произвольное, преднамеренное запоминание и припоминание.
Произвольная память начинает развиваться примерно в 4-5 лет. Ребенок уже может ставить перед собой определенную цель – запомнить то, что нужно.
И использует при этом специальные приемы запоминания: повторяет слова за взрослыми, повторяет слова про себя, делает попытки установить логические связи между словами.
Мышление дошкольника во многом определяется его памятью. Мыслить для дошкольника – значит вспоминать, т. е. опираться на свой прежний опыт или видоизменять его.
В дошкольном возрасте происходит дальнейшее развитие наглядно-действенного мышления, формирование элементов словесно-логического мышления.
В дошкольном детстве происходит интенсивное развитие восприятия пространства. Ребенок овладевает основными пространственными направлениями: вперед-назад, направо-налево, вверх-вниз.
Также происходит совершенствование восприятия времени: ночь, день, утро, вечер, настоящее, прошедшее и будущее время.
Вместе с процессом восприятия в дошкольном возрасте идет процесс совершенствования внимания.
Характерная особенность внимания ребенка – оно вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и людьми и остается сосредоточенным до тех пор, пока у ребенка сохраняется интерес к данному объекту. Т.е. в данном возрасте внимание непроизвольное.
Произвольное внимание связано с развитием восприятия и активным владением речью, в частности – рассуждения ребенка вслух.
После 3-летнего возраста начинает развиваться воображение.
Ребенок начинает замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других. Например, листочки от деревьев могут быть деньгами во время игры в магазин, нагромождение стульев – это машина и т.п.
Отличительной чертой воображение во всех видах деятельности ребенка является отсутствие предварительного замысла. Замысел появляется в процессе игры и рисования.
Речь ребенка дошкольного возраста становится более связной и приобретает форму диалога. У дошкольника появляется и развивается монологическая речь. Словарный запас продолжает активно пополняться.
К 6 годам лексикон ребенка состоит примерно из 14000 слов. Речь 4-хлетнего ребенка уже включает сложные предложения.
Ирина Базан
Использованная литература:
Р.С. Немов «Психология»
О.О. Косякова "Психология раннего и дошкольного детства"
М. Хилько, М. Ткачева «Возрастная психология: конспект лекций»
___________________________________________________________ Читайте еще интересные статьи: Влияние общения в формировании психики ребенка Показатели психического развития ребенка Дошкольное детство. Общая характеристика