Какие бывают детские страхи

Какие бывают детские страхи

2304140658_1465589596Дошкольный возраст очень насыщен различными страхами. На сегодняшний день известно более 30 видов страхов. Психологи делят страхи на несколько видов:

1. Возрастные страхи.

Каждому возрасту ребенка присущи определенные страхи. Эти страхи считаются нормальными, т.к. со временем они проходят без следа. Более того, возрастные страхи нужны для развития личности ребенка, они формируют характер и способствуют социализации.

Какие именно страхи присущи тому или иному возрасту ребенка? Давайте рассмотрим подробно.
От рождения до 2 лет: страх громких звуков и резких движений, страх по поводу долгого отсутствия матери, страх одиночества, страх чужих людей, страх высоты, страх незнакомой обстановки.

От 2 до 3 лет: страх перед болью и теми, кто может причинить эту боль, страх наказания, страх отвержения со стороны родителей, страх темноты, страх одиночества, страх незнакомой обстановки, страх больших непонятных объектов, страх перед незнакомыми ровесниками.

От 3 до 5 лет: страх темноты, страх одиночества, страх смерти, страх стихийных бедствий и природных явлений, страх замкнутого пространства, страх наказания, боязнь монстров и чудовищ.

От 5 до 7 лет: страх смерти достигает своего апогея, страх стихийных бедствий, страх перед отрицательными сказочными персонажами, страх одиночества, страх потеряться, страх не оправдать ожидания родителей.

От 7 до 10 лет: страх стихийных бедствий и катастроф, страх смерти родителей, страх неуспеваемости в школе, страх быть отвергнутым ровесниками, страх перед мистическим, страх потери родителей, страх ссоры с родителями, страх неуспеха в школе/кружках.

Подростковый возраст: на первом месте страхи, связанные с признанием в обществе, поиском своего места в этом мире, а также страх критики со стороны взрослых, страхи по поводу своей внешности. В этом возрасте развиваются навязчивые страхи. Например, страх быть смешным, страх опозориться перед людьми.

Помните, что возрастные страхи – это нормальное явление. Они проходят через определенное время. Особое внимание следует уделять эмоционально чувствительным детям, т.к. у них страхи могут закрепляться и превращаться в фобии.

2. Врожденные и приобретенные страхи.

Врожденные – это страхи, которые появляются с инстинктом самосохранения. Например, новорожденный ребенок пугается громких и резких звуков, чужих людей, агрессивных животных. Для него они опасные и угрожающие.

Приобретенные – это страхи, которые появились у ребенка в определенных ситуациях. Например, ребенок один раз тонул, поэтому он теперь боится воды. Или ребенка укусила собака, теперь он боится собак.

Есть внушенные родителями и другими взрослыми страхи. Например, страх незнакомых людей. Конечно, родители хотят как лучше, предостерегая своего ребенка от возможных опасностей. Но забывают о последствиях – от внушенных страхов труднее всего избавиться.

3. Навязчивые страхи.

Или невроз навязчивых состояний. Эти страхи отличаются от естественных тем, что опасность ребенку только кажется, а в данным момент ее не существует. Ребенок испытывает навязчивые страхи в определенных обстоятельствах, и они даже могут вызывать у него панику. Например, страх замкнутого или открытого пространства, боязнь испачкаться, страх высоты, страх толпы, страх смерти, страх заболеть серьезным заболеванием, боязнь крови, боязнь воды и др. Их очень много, поэтому перечислить невозможно.

Как понять, что у ребенка есть навязчивые страхи? Обычно у детей они проявляются различными ритуалами: нервными тиками, нервными покашливаниями, подергиванием головой или плечами, шмыганьем носом, обкусыванием ногтей, обкусыванием или облизыванием губ, накручиванием волос на палец и др.

Ребенок этими действиями как бы пытается защитить себя от возможной опасности, снять напряжение или тревогу от возникших переживаний.

4. Социальные страхи.

Это страхи, связанные с социумом: страх одиночества, страх людей, страх наказания, страх плохой отметки, страх быть смешным, страх быть непонятым другими людьми, страх быть униженным, страх не оправдать ожидания родителей и др.

Формированию некоторых социальных страхов способствуют педагоги.

5. Бредовые страхи.

Это очень тяжелая форма страхов. Причину появления этих страхов невозможно определить. Например, ребенок боится одевать одежду с молнией, боится продуктов красного цвета, боится надевать определенную обувь и др.

Наличие бредовых страхов говорит о том, что у ребенка проблемы с психикой. Но диагноз может поставить только психолог или психотерапевт, поэтому самостоятельно не стоит делать выводы. Очень важно понять, в чем именно причина страха. Например, ребенок боится надевать одежду с молнией, потому что когда-то он больно прищемил подбородок; ребенок боится есть продукты красного цвета, потому что когда-то подавился помидором и т.д.

6. Ночные страхи.

Эти страхи появляются у детей во время ночного сна. Ребенок спит неспокойно, дергает ногами, кричит, плачет, что-то говорит, мечется по подушке, завет во сне маму.  Ему снится, что его кто-то преследует; снятся страшные чудища и монстры; снятся страшные ситуации, угрожающие его жизни (как кусает собака, как кусает паук, как душит змея, как баба Яга уносит в ступе и т.п.).

Ночные страхи могут сниться ребенку каждую ночь или могут возникать иногда. Как правило, утром ребенок ничего не помнит, что ему снилось, почему он кричал и звал маму.

7. Ситуативные и личностные страхи.

Ситуативный страх – это реакция на стрессовую для ребенка ситуацию. Он может возникать в непривычной обстановке, которая ребенка пугает. Например, при нападении собаки, при драке, при громкой ссоре и т.д.

Личностный страх связан с особенностями психики и характера ребенка. Например, этот страх может появляться в новой незнакомой обстановке, при встрече с незнакомыми людьми. Под влиянием взрослого ребенок может стать мнительным. Личностные страхи свойственны робким, эмоционально чувствительным детям.

8. Сверхценные страхи.

Это самые распространенные страхи. Они вызваны фантазией ребенка, его навязчивыми идеями или желаниями, от которых он не может избавиться. Сначала эти страхи появляются в определенной жизненной ситуации, но со временем ребенок начинает на них зацикливаться. И подобные мысли начинают занимать у ребенка все свободное время, и он уже ни о чем другом больше думать не может.

Например: страх одиночества, страх темноты, боязнь школы, боязнь «страшных» людей, страх потеряться, страх сказочных персонажей, страх за жизнь своих родных и близких, страх животных, страх высоты и др.

Каждый ребенок испытывает страхи. Но это не значит, что мы, родители, не должны обращать на это внимание. Ведь обычный страх может легко перерасти в невротический страх или фобию. Поэтому нужно серьезно относиться к детским страхам и помочь ребенку с ними справиться. Как это сделать? Об этом мы поговорим в следующей статье.

Ирина Базан

Источник

____________________________________
Читайте также статью:
Откуда появляются детские страхи?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *