Развитие творческих способностей у детей

В современном обществе очень высоко цениться творчество. К тому же творческие профессии в настоящее время практически одни из самых популярных и востребованных, а многие целеустремленные творческие люди всегда находят свое место под солнцем для дальнейшей реализации своего творческого потенциала. Но, к сожалению, неизвестно, по какой причине многие родители не считают важным составляющим в процессе воспитания развивать творческие способности детей.

Хотя важно сказать, на примере собственного педагогического опыта, очень многие дети рьяно проявляют творческую активность, но зачастую не бывают услышанными и принятыми в их стремлении творить, и постепенно эта активность сходит на нет.

Иногда в ряде случаев, проявление творческой активности может быть неосознанным и служить «терапией», чтобы справиться с какой-то внутренней проблемой. Этим и отличаются дети от взрослых, они постоянно и неосознанно работают над собой. Ребенок исключительно сосредоточен на стремлении стать сильнее, увереннее, умнее, лучше, что-то изменить в себе. А взрослый ориентирован на уже сложившиеся представления о том, как нужно писать картины, стихи, музыку, чтобы его «продукция» понравилась «потребителям». Малыш же использует искусство, чтобы что-то «повернуть» в себе, даже не догадываясь об этом.

Приводя примеры, можно акцентировать внимание на том, какой продукт получается в результате детского творчества. Если произведения отличаются удивительным однообразием, а ребенок ставит себя в центр, будь то стихосложение или художественное творчество, — тем самым он пытается создать вокруг себя, вокруг центральной значимой фигуры, с которой он себя отождествляет, все остальное, что тревожит его. Он пытается осознать ситуацию, обжить и пережить ее через творчество, через выражение своих внутренних потребностей посредством абсолютно разных средств.

В этом случае творческая активность ребенка велика, его деятельность имеет частые проявления, но качество продукта, получаемого в конце деятельности, зачастую не является отличным. В творчестве, как средстве терапии, ребенок неосознанно удовлетворяет свои потребности, борется и преодолевает дискомфорт, не акцентируясь на качестве исполнения. Родители в ряде случаев бывают не очень довольны результатом. Рисунок может быть неаккуратным, стихотворение непонятным и т.д. Однако для самого ребенка это творчество не пройдет бесплодно: малыш поработает над собой, а творчество – это всего лишь средство.

Иногда можно наблюдать моменты, в которых малыш находится в нервном возбужденном состоянии, но стоит взять в руки краски, карандаши или включить радостную музыку, и ребенок эмоционально приходит в норму. Через творчество ребёнок нормализирует свое возбужденное состояние. Нередко продуктом такой деятельности является что-то небрежное и неаккуратное и взрослые делают неверные выводы о том, что ребенок бездарен, поскольку для взрослого главным в этой деятельности является ПРОДУКТ. А для детей на самом деле все не так. Результатом любой деятельности является ОН САМ. То есть, то, что в этой деятельности он смог изменить в СЕБЕ. Например, он научился успокаиваться, приводить свое эмоциональное состояние в норму. Это очень важно!

Фантазировать, выдумывать стихи, выдумывать другую реальность — для нас взрослых это кажется непонятным и оценивается как дурачество, но на самом деле для ребенка это очень полезная психотерапевтическая процедура. Ребенка прежде всего нужно ПОНЯТЬ. Понять, ЗАЧЕМ ему это нужно. Чего он хочет этим добиться — и достигает ли того, чего хочет. Пусть малыши марают тонны бумаги, изводят центнеры пластилина. Главное, чтобы ребенок при этом становился чуть увереннее, счастливее. Дети любят искусство, ибо чувствуют: оно им что-то дает. Каждому свое.

Творчество, как психотерапевтическая процедура, выбираемая ребенком неосознанно для удовлетворения своих внутренних потребностей, является очень полезным приемом в развитии и становлении личности. Важно дать ребенку реализоваться в этом и довести задуманное до конца. Наряду с этим нужно стараться развивать творческие способности и поддерживать творческую активность через разные виды деятельности, которые близки малышу.

Что такое творческие способности?

Сегодня творческие способности включают в себя комплексное понятие, которое состоит из определенных составляющих:

— умение познавать все новое;
— стремление к познанию;
— активность и живость ума;
— умение в обычных явлениях и привычных вещах находить нестандартное;
— стремление к постоянным открытиям;
— умение применять на практике полученные опыт и знания;
— свобода воображения;
— интуиция и фантазия, в результате которых и появляются соответствующие открытия и изобретения.

С чего начать развитие творческих способностей у детей?

А начать, прежде всего, стоит с себя! Главную роль в дошкольном возрасте в процессе развития творческих способностей у детей играют непосредственно родители. Зачастую многие родители мечтают видеть своего ребенка творческой личностью, но сами при этом таковыми не являются и даже не стремятся что-нибудь поменять в себе. А если родители обладают определенными творческими способностями, то это просто идеально — может получиться прекрасный семейный творческий тандем.

Ну, а если по воле судьбы, творчество далеко не ваш конек, то это не беда и расстраиваться в этом случае не стоит. Вы все равно можете помочь своему любимому чаду. Главное — иметь огромное желание и соответствующие знания в этой области вопроса и не подавлять творческую активность, а всеми средствами поддерживать ее и принимать активное участие в процессе.

Наталья Микерина

This entry was posted in Творческое развитие and tagged , , . Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *