Познавательное развитие в подростковом возрасте

Развитие памяти.

В подростковом возрасте происходит перестройка памяти. Активно начинает развиваться  логическая память и скоро достигает такого уровня, что подросток переходит к преимущественному использованию этого вида памяти, а также произвольной и опосредствованной памяти.

Развитие памяти определяется усложнением и увеличением объема изучаемого материала.  Это приводит к окончательному отказу от дословного заучивания с помощью повторений. В процессе понимания подростки трансформируют текст и, запоминая его, воспроизводят основной смысл прочитанного.


Для подростка вспоминать — значить мыслить. Его процесс запоминания сводится к мышлению, к установлению логических отношений внутри запоминаемого материала, а припоминание заключается в восстановлении материала по этим отношениям.

Замедляется развитие механической памяти. Вследствие появления в школе многих новых учебных предметов значительно увеличивается количество информации, которую должен запоминать подросток, в том числе механически, у него возникают проблемы с памятью. Наряду с этим появляется интерес подростков к способам улучшения запоминания.

Развитие мышления.

В процессе учения очень заметно совер­шенствуется мышление подростка. Содержание и логика изучае­мых в школе предметов, изменение характера и форм учебной деятельности формируют и развивают у него способность активно, самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать глу­бокие обобщения и выводы.

Основная особенность мыслительной деятельности подростка — нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мыш­лению, изменение   соотношения между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу последнего.

Конкретно-образ­ные (наглядные) компоненты мышления, не исчезают, а сохра­няются и развиваются, продолжая играть существенную роль в общей структуре мышления (например, развивается способность к конкретизации, иллюстрированию, раскрытию содержания понятия в конкретных образах и представлениях).

В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Подросток, абстрагируясь от конкретного, наглядного материала, рассуждает в чисто словесном плане.

Подростки могут формулировать гипотезы, рассуждать предположительно, исследовать и сравнивать между собой различные альтернативы при решении одних и тех же задач. Развиваются такие операции, как классификация, аналогия, обобщение и другие. Устойчиво проявляется рефлексивный характер мышления: дети анализируют операции, которые они производят, способы решения задач.

Особенности теоретического рефлексивного мышления позволяют подросткам анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в суждениях. Подростки рассуждают об идеалах, о будущем, иногда создают собственные теории, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир. Становление основ мировоззрения, начинающееся в этот период, тесно связано с интеллектуальным развитием.

Развитие внимания.

Нарастает умение организовывать и контроли­ровать свое внимание, процессы памяти, управлять ими. Память и внимание постепенно приобретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессов.

Развитие внимания отличается известной противоречивостью: с одной стороны, в подростковом возрасте формируется устойчи­вое, произвольное внимание, с другой — обилие впечатлений, пе­реживаний, бурная активность и импульсивность подростка часто приводят к неустойчивости внимания, его быстрой отвлекаемости. Невнимательный и рассеянный на одном уроке («нелюбимом»), ученик может собранно, сосредоточенно, совершенно не отвле­каясь, работать на другом  («любимом»)  уроке.

Развитие восприятия.

Происходит дальнейшая интеллектуализация такой психической функции, как восприятие. Восприятие становится плановым, последовательным и всесторон­ним. Этот процесс зависит от усложняющегося в средних классах обучения.

Развитие воображения. 

Развитие воображения связано с общим интеллектуальным развитием. Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству: подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься разными видами конструирования и т.п. Воображение подростка, конечно, менее продуктивно, чем воображение взрослого человека, но оно богаче фантазии ребенка.

В подростковом возрасте существует и вторая линия развития воображения. Далеко не все подростки стремятся к достижению объективного творческого результата (создают пьесы или строят летающие авиамодели), но все они используют свое творческое воображение в процессе фантазирования. Это похоже на детскую игру. Игра ребенка перерастает в фантазию подростка.  Потребности, чувства, переполняющие подростка, выплескиваются в воображаемой ситуации.

Игра воображения не только доставляет удовольствие и приносит успокоение. В своих фантазиях подросток лучше осознает собственные влечения и эмоции, впервые начинает представлять свой будущий жизненный путь.

Развитие речи.

В подростковом возрасте активное развитие получает чтение, монологическая и письменная речь. С 5 по 9 классы чтение развивается в направлении от умения читать правильно, бегло и выразительно до способности декламирования наизусть.

Монологическая речь преобразуется иначе: от умения пересказывать небольшое произведение или отрывок текста до способности самостоятельно готовить устное выступление, вести рассуждения, высказывать мысли и аргументировать их.

Письменная речь улучшается в направлении от способности к письменному изложению до самостоятельного сочинения на заданную или произвольную тему.

psihogrammatika.ru
__________________________________________
Читайте еще по этой теме:
Подростковый возраст. Общая характеристика.

Подростковое одиночество

This entry was posted in Подростковый возраст and tagged , , . Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *