Аутизм

Особенности детей с расстройством аутического спектра.

В начале этой статьи, хочется дать объёмное определение этого диагноза, для более широкого понимания всего расстройства целиком.

Итак, аутизм – это расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями.

Все указанные признаки начинают проявляться в возрасте до 3-х лет.  Схожие состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относят к расстройствам аутистического спектра. Причины аутизма тесно связаны с генами, влияющими на созревание синаптических связей в головном мозге. Однако генетика заболевания сложна, и в настоящий момент не ясно, что больше влияет на возникновение расстройств аутистического спектра: взаимодействие множества генов либо редко возникающие мутации.

Аутизм проявляется, прежде всего, в задержке развития и нежелании идти на контакт с окружающими. Это состояние чаще всего формируется у детей в возрасте до 3-х лет. Симптомы этого заболевания не всегда проявляются физиологически, но наблюдение за поведением и реакциями ребенка позволяет распознать это нарушение, развивающееся примерно у 1—6 детей на тысячу. Причины аутизма не выявлены до конца.

Столкнувшись в профессиональной деятельности педагога и в повседневной жизни  с детьми имеющими такой диагноз, возникает четкое осознание, что общество минимально информировано об этой особенности  в развитии , и до конца не имеет представления что это такое, как проявляется и как вести себя взрослому человеку с таким ребенком.  В связи с растущим числом детей, посещающих детские образовательные учреждения и имеющим такой диагноз, с детьми которые окружают нас  и зачастую оказываются  в ситуации, где им необходима помощь взрослого, мы должны иметь четкое понимание как нам вести себя с детьми, для которых  освоение социального мира и само общение даётся тяжело и иногда даже не поддаётся их восприятию. Имея достаточное количество информации об этой особенности развития, взрослый может помочь ребенку, понять его потребности и общаться привычным для такого малыша образом.

Какими нас видят аутисты

Сегодня в самых разных странах мира все чаще говорят о настоящей «эпидемии» аутизма. Присмотримся же ближе к самим аутистам: что они чувствуют? Как воспринимают все, что их окружает? Путешествие в другое измерение.

Это необычные дети. Их взгляд ускользает от нас, и мы спрашиваем себя, видят ли они нас вообще. Их поведение удивляет, а то и пугает: они могут подолгу беспорядочно размахивать руками, кружиться на одном месте или по многу раз монотонным голосом задавать один и тот же вопрос… Аутизм – название расстройства, которым они страдают, – нередко превращается в оскорбительную насмешку, разрывающую сердце родителей. За последние два десятилетия число людей с диагнозом «аутизм» стремительно растет во всем мире.

Спустя несколько месяцев после рождения эти дети уже кажутся необычными (хотя диагноз ставится в 1,5 года). Проявления чрезвычайно разнообразны, недаром специалисты говорят: «Если вы знаете одного аутиста – это не значит, что вы знаете об аутизме». Некоторые дети овладеют речью, другие нет. Одни будут отставать в умственном развитии (таких примерно 45%), у других проявится блестящий интеллект или феноменальная память. Кто-то сделает открытия или напишет книги, а кто-то так и не сможет научиться читать. Но какими бы разными они ни были, аутисты способны нам открыться, если мы приложим усилия, чтобы научить их общаться с нами.

Они не отличают голос человека от других звуков

Своеобразие того, кто страдает аутизмом, проявляется прежде всего в том, что он по-другому слышит, видит, ощущает реальность. Из-за генетических нарушений мозг таких детей избыточно активен, он просто не успевает соединять, анализировать все то, что ребенок видит, слышит, осязает. Мир воспринимается фрагментарно и искаженно. Нарушение восприятия может привести к тому, что ребенок, например, путает поднятый палец и карандаш. Для него человеческий голос не отличается от других звуков: он не реагирует на свое имя (родителям кажется, что он не слышит), но вздрагивает, когда по улице проезжает машина. Такая сенсорная путаница встречается и в отношении осязания: «Маше сейчас 4 года, она не выносит прикосновения мягких материалов вроде бархата, как будто бы они ее обжигают, – рассказывает ее мать. – Зато ей нравится трогать и гладить колючую мочалку для мытья посуды».

Их ощущения не связаны

Все мы общаемся с другими людьми благодаря органам чувств, они помогают нам ориентироваться в мире и понимать других людей. Данные от органов зрения, слуха, осязания, вкуса и обоняния, поступая в мозг ребенка с аутизмом, накладываются друг на друга, как кирпичики, которые не скреплены цементным раствором. И как только случается что-то неожиданное, например раздается громкий звонок или возникает сильное желание сходить в туалет, – неустойчивое нагромождение «сенсорных кирпичей» рассыпается. Возникает паника. Некоторые дети не выносят  аплодисментов. Этот звук вызывает  острую тревогу, из-за чего он может полностью потерять контроль над собой.

Аномалия чувственного восприятия – это причина необъяснимого крика детей с аутизмом в раннем возрасте. Отсюда и их стремление найти ощущение, которое успокоит внутреннюю бурю: смотреть на вращающуюся игрушку, кусать самого себя, раскачиваться. Важно отметить некоторые стереотипные движения типичны для аутизма: например, быстрое размахивание руками, которое родители описывают как движения бьющей крыльями испуганной птички или бабочки. Все эти повторяющиеся движения успокаивают таких детей, возвращая им уверенность в себе и чувство безопасности.

«Аутизм – это «развитие по-другому»: такие дети думают и учатся по-своему, иначе воспринимают информацию. У нас нет магического шара, чтобы увидеть, каким станет ребенок в будущем. Но у каждого можно добиться позитивных изменений. Родители – лучшие учителя своего ребенка, но им требуется поддержка профессионалов. Причина неуспеха бывает только одна – если ребенку не подобрали подходящей именно ему программы помощи. Нужно не успокаиваться, а продолжать искать инструменты, которые позволят ему общаться с миром.

Правила поведения – это трудно!

Человеку с аутизмом, который не «считывает» переживания других, трудно добиться и того, чтобы другие понимали его собственные чувства. Его голос звучит монотонно, без модуляций, он может произнести «большое спасибо» гневным тоном, которого сам не ощущает, невольно он может делать бестактные замечания. Неспособность воспринимать чужие эмоции часто вызывает раздражение или даже гнев. Даже люди с «высокофункциональным» аутизмом – те, кто получает высшее образование, работает и живет с не-аутистами, – признаются, что постоянно чувствуют себя неуверенно. Для хорошей адаптации в социуме им нужно выучить наизусть, как надо себя вести в каждой конкретной ситуации.

Что нужно помнить родителям здоровых детей?

Тем, кто не знает, что такое аутизм и как он проявляется, все же следует помнить, что такие дети встречаются среди сверстников ваших детей. Итак, если чей-то малыш впадает в истерику, это может быть аутичный ребенок или малыш, страдающий другими психическими расстройствами. Нужно вести себя тактично и не порицать такое поведение.

  • подбодрите родителей и предложите свою помощь;
  • не критикуйте малыша или его родителей, думая, что он просто избалован;
  • постарайтесь убрать все опасные предметы находящиеся рядом с малышом;
  • не присматривайтесь к нему слишком пристально;
  • будьте максимально спокойны и дайте понять родителям, что вы правильно все воспринимаете;
  • не привлекайте внимания к этой сцене и не шумите.

Поведенческая терапия аутизма

Наиболее распространенное лечение аутизма практикуется согласно с принципами бихевиоризма (поведенческая психология).

Один из подтипов такой терапии – это АВА-терапия. Основа этого лечения состоит в том, чтобы наблюдать, как выглядят реакции и поведение малыша. После того, как все особенности изучены, подбираются стимулы для конкретного аутиста. Для одних детей таковым является любимое блюдо, для других – музыкальные мотивы. Далее таким поощрением подкрепляют все желаемые реакции. То есть, если малыш сделал все, как нужно, тогда он получит поощрение. Так развивается контакт, происходит закрепление умений и исчезают признаки деструктивного поведения.

Следует помнить, что детям-аутистам проще всего существовать в условиях строгой упорядоченности и предсказуемости. Поэтому все окружающие такого ребенка взрослые не должны делать ничего нового внезапно. Если в жизнь ребенка необходимо ввести новый элемент, следует делать это плавно и постепенно. Напуганный аутист может вести себя достаточно буйно, впадать в истерики и заболевать после нервных потрясений.

Люди, страдающие аутизмом, чаще всего не способны к эмпатии. Но вопреки распространенному мифу, аутисты не предпочитают одиночество социальным контактам. В силу своих особенностей им попросту сложно начинать и поддерживать общение, потому проще оказывается не вступать во взаимодействие. Но все опрошенные аутисты рано или поздно признавались, что они бы предпочли быть с кем-то, кто делится с ними теплом и способен их понять, нежели оставаться в своей изоляции.

Поэтому крайне важно, начиная терапию ребенка аутиста, собственным примером учить его общаться с другими, как с детьми, так и со взрослыми. При должной родительской поддержке и ежедневных усилиях по развитию ребенок с диагнозом «аутизм» вырастает вполне обыкновенным взрослым, которому лишь чуть сложнее, чем большинству, устанавливать связи.

Наталья Микерина

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *