К двум годам ребенок меняется. Он внезапно начинает говорить слово «нет» на все ваши предложения что-то сделать.
Ребенок начинает проявлять самостоятельность уже к 2-2,5 годам. Появляется слово «Я сам». Начинается кризис 3-х лет.
В период с 2-х до 3-х лет ребенок выделяет себя среди окружающих людей. Раньше он говорил о себе так: «Ваня хочет гулять», «Маша хочет играть» и т.п. А теперь он выделил себя как «Я»: «Я хочу играть», «Я хочу гулять». И конечно он хочет подчеркнуть свое отличие от других людей.
Это «Я» — очень важное слово, это основа личности.
Ребенок в этот период начинает сравнивать себя со взрослыми. Он понимает, что у взрослых есть определенные права, они независимые и самостоятельные. И он хочет тоже быть таким же, как и его родители – независимым и самостоятельным. Он хочет, чтобы интересовались его мнением, советовались с ним.
В этот период появляется фразовая речь, и ребенок уже может формулировать свои мысли, потребности и желания. Но все же ребенок владеет не полным объемом языка, поэтому он часто расстраивается, что его не понимают. Это выражается криком и истерикой.
Если ребенок в этом возрасте еще не говорит фразами, а выражается только отдельными словами, не стоит беспокоиться (конечно, если нет каких-то отклонений в развитии). К 4-м годам речевые различия между детьми полностью исчезают. И если ребенок начал рано говорить, это не значит, что он обладает повышенными интеллектуальными способностями.
В период с 2 до 3 лет усиливаются истерики. Поэтому родителям надо заранее настраиваться на то, что капризы и истерики будут случаться, т.к. у ребенка начался критический период развития.
Родители должны научиться сдерживать свое раздражение и гнев в этих ситуациях, т.е. не подключаться к негативным эмоциям ребенка. Конечно, сохранять спокойствие сложно, когда ребенок за день закатывает уже не первую истерику. Но все же это важно.
Ребенку нужно спокойно объяснить, что с ним происходит: «ты расстроен, потому что надо идти домой обедать…», «ты злишься, потому что Ваня отобрал у тебя машинку…» и т.п.
Со временем, вы увидите, что ребенок начинает понимать не только свое поведение, но и ваше состояние, от него можно неожиданно услышать нечто подобное: «у мамы болит голова, маме надо полежать».
Еще одна причина, по которой надо сохранять спокойствие во время истерик ребенка в том, что ребенок заражается эмоциями от родителей. Если вы будете раздражаться, злиться и кричать, то ребенок подключиться к вашему негативному эмоциональному состоянию и будет кричать еще сильнее и громче.
Поэтому прежде чем «успокаивать» ребенка на повышенных тонах, вы сами должны успокоиться.
В возрасте от 2 до 3 лет нужно уделить особое внимание воспитанию самостоятельности, тем более ребенок этого очень жаждет. Не упустите момент, хочет малыш проявлять самостоятельность – дайте ему такую возможность.
Пусть учится сам мыть руки, одевать и раздеваться, складывать свою одежду, пользоваться носовым платком и салфеткой, чистить зубы, убирать игрушки и др. Особенно этому надо уделить пристальное внимание, если вы собираетесь отдать ребенка с 3-х лет в детский сад.
В этом возрасте в ребенке просыпается исследователь. Ему не только любопытно посмотреть, что лежит у мамы в косметичке, у папы в ящике с инструментами, у бабушки в шкатулке с нитками, а научиться всем этим пользоваться.
Также ребенок проводит исследование, что сделает мама (папа, бабушка), если он сделает то, что ему не разрешают. Здесь важно понять, что ребенок не вредничает, не проверяет вас на прочность. Он исследует.
Поэтому можно предложить ребенку вместо маминой косметики свою собственную, вместо папиных инструментов свой игрушечный набор. И выдумывать здесь ничего не надо, сейчас много всего интересного продается в магазине.
А можно сделать вместе с дочкой ее собственные духи – насушить лепестков и сложить в коробочку.
В этот период ребенок начинает проявлять интерес к ровесникам, он выделяет кого-то из детей и называет его своим другом. Но все же в этом возрасте дети еще не умеют вместе играть, они играют рядом друг с другом.