Наказание: вред и польза

В наше время очень сложно найти родителей, которые не мечтали бы вырастить своего ребенка хорошим. Под этим словом многие люди подразумевают некую удобность. Кому не нужен «удобный» малыш: послушный, выполняющий любое требование или желание родителей, ответственный? И в то же время, робота, не имеющего души, но зато подчиняющегося беспрекословно и выполняющего все родительские требования, никто не хочет иметь.

Что же делать, чтобы ребенок был гармонично развит?

Часто проблемой всему служат положительные качества, которые родители желают воспитать и видеть в своем ребенке. Они-то и мешают полноценному общению между двумя поколениями, мешают воспитывать ребенка индивидуальностью, личностью.

Исходя из того, что родители ждут от своего крохи, появляется множество запретов, заключающих его в узкие рамки, или же, наоборот – ребенку дается полная свобода действий.

Психологи рекомендуют для гармоничного развития ребенка сбалансировать строгие ограничения и свободу действий. Но зачастую случается так, что ребенок нарушает даже самые разумные требования родителей. И ладно, если бы один раз, но одного раза всегда достаточно для того, чтобы вызвать систематичность. Отсюда появляются такие понятия, как поощрение и наказание. Действия, вызываемые ими, должны быть разумными, не нарушающими процесс гармоничного развития. Но поступать правильно не всем удается с первого раза. Но если применять поощрение и наказание неумело, то это не только не сможет дать положительных результатов, но и окажет отрицательное влияние на формирование и созревание личности маленького человека.

Наказание можно подразделить на несколько видов.

1. Словесное, которое включает в себя угрозы, порой даже и оскорбления.

Применение такого рода наказания провоцирует занижение самооценки, которая порождает замыкание ребенка в себе, агрессивность, чувство неполноценности. Все это мешает нормальному развитию ребенка. Но для того, чтобы наказания словом приносили какую-то пользу, психологи рекомендуют заменить второе лицо в своих высказываниях на первое.

Например, вместо: «Опять в твоем дневнике двойка! Сколько это будет продолжаться», можно сказать: «Я расстроена твоей плохой оценкой. А мы договаривались, что ты будешь стараться, ведь на самом деле ты можешь хорошо учиться. Я думаю, тебе необходимо сейчас выучить этот урок, а потом рассказать его мне».

2. Физическое наказание, при котором применяются подзатыльники, оплеухи, шлепки, порка ремнем или плеткой.

Оскорбленный и униженный ребенок начинает вымещать злую обиду на животных или младших детях. Малыш становится жестоким, агрессивным, замыкается в себе. По мнению психологов, если взрослые будут прибегать к наказаниям такого рода, они не достигнут желаемых результатов, а, наоборот, вызовут у ребенка чувство сопротивления и обиды.

3. Изоляция, когда ребенка ставят в угол, запирают в помещении или не разговаривают с ним какое-то время.

Такой метод наказания считается одним из оптимальных, так как он не приносит ребенку вреда, ни эмоционального, ни физического. Но слишком увлекаться не следует, потому что изоляция может привести к замкнутости, и даже стрессу. Следует учитывать индивидуальные особенности ребенка. Например, если малыш боится замкнутого пространства, не стоит запирать его в комнате одного.

4. Наказания трудом опасны тем, что могут породить отрицательное отношение ребенка к труду, к учебе, помощи другим. Не следует заставлять ребенка, получившего очередную двойку, или не послушавшегося маму, пылесосить квартиру. Ребенок должен быть отзывчивым, приходить на помощь, когда видит, что это необходимо.

5. Наказания лишением – самый оптимальный вариант наказания, который не наносит никакого морального вреда детям.

Наказание проходит таким образом, что, когда ребенок ослушался, вы должны лишить его удовольствия: прогулки, катания на велосипеде, игры на компьютере.

При выборе определенного наказания контролируйте свои эмоции и свои действия. Не стоит наказывать ребенка учебой или трудом, что может вызвать отвращение к данным видам деятельности. Злоупотребление наказаниями приведет к плачевным результатам, а наказывать детей нужно, если ими совершен на самом деле серьезный проступок или нарушение, предварительно объяснив, что было не так и как это можно исправить или избежать в дальнейшем.

Поощрение, даже самое незначительное: улыбка, словесная похвала, премия или просто внимание, принесет намного больше пользы, чем любое наказание. Главное, рационально использовать эти два стимулирующих метода – и тогда ваша цель в гармоничном воспитании будет достигнута. Конечно, применение одних только поощрений большой пользы не принесет, а, наоборот, может сильно избаловать ребенка. Поощрение должно быть разумным, конкретным и по делу. Не стоит захваливать ребенка, ставя его выше всех остальных, в противном случае ребенок будет проявлять негативную реакцию на любые неудачу или неодобрение.

Помните, поощрение и наказание должны стать для вас не чем иным, как средствами морального воздействия на ребенка. Тогда в поощрениях ребенок без труда услышит и оценит внимание, одобрение, уважение к его личности, а из наказаний будет извлекать урок, понимая, что именно не одобряют и осуждают родители и почему.

Ирина Базан

This entry was posted in Воспитание and tagged , , . Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *