Ребенок не может постоять за себя

Довольно часто случается в детских коллективах, что ребенка беспрестанно дразнят, не берут в свою компанию, подвергают гонениям. Если ребенок не может постоять за себя, то родители обязаны вовремя помочь и стать ему опорой. Но папа и мама не всегда будут поблизости. Поэтому их важнейшая задача – помочь своему ребенку освоить навыки эффективного поведения в коллективе.

Детям свойственно объединяться против сверстника, в чем-то им не угодившего. Психологи выяснили, что травле чаще всего подвергаются дети с физическими недостатками, неуверенные в себе, имеющие отклонения в поведении.


Реакция подвергнутого унижению ребенка может быть двоякой: кто-то обижается и замыкается, а кто-то кидается на обидчиков с кулаками. Длительное пребывание в положении жертвы очень опасно – оно может закрепиться в поведении и стать определяющим фактором в дальнейшем развитии маленького человека. Вот почему крайне необходимо научить его умению постоять за себя и давать отпор притеснителям.

Типичные родительские ошибки

Психологическая самооборона – наука непростая. И на этом пути озабоченных родителей подстерегают две ошибки.

Специалисты по работе с детьми разделяют два момента: отношение к ситуации самого ребенка и отношение его родителей. Иногда родители склонны драматизировать ситуацию.

Детские эмоции кратковременны. Ребенок может и не зацикливаться на том, что его толкнули, поддразнили, не взяли в игру. Если же взрослый фиксирует свое внимание на этой мелкой неприятности, перенося на нее свой личный негативный опыт, то под влиянием родительского авторитета она приобретает значимость и для ребенка. Он постепенно становится обидчивым, восприимчивым к ситуациям, где задевается его собственное достоинство. Когда у человека болезненное самолюбие, то и общаться с ним тяжело, и друзей у него мало.

Родители, объясняя ребенку о необходимости «работать локтями» в этой жизни, внушают ему мысли о жестокости и непредсказуемости внешнего мира. В результате страдает детская психика. У одних детей развиваются страхи, они становятся робкими и боязливыми. Другие вырастают недружелюбными и агрессивными, хотя в глубине агрессии скрывается все тот же страх.

Что делать родителям?

Родители ребенка должны очень ответственно подойти к решению проблемы.

Дошкольник не способен защитить себя от нападок самостоятельно. Приемы физической самообороны малыши тоже применить еще не могут. Нужно объясниться с родителями драчунов и воспитателями. Самооценка ребенка в группе на 90% зависит от отношения к нему учителя.

Случается, что в коллективе детей действительно сложилась нездоровая обстановка. Тогда единственно правильным решением будет забрать несчастного ребенка из психотравмирующей среды.

Психологи советуют разобраться в конфликте вне зависимости от того, собираются его переводить в другой сад (школу) или нет. Побег с поля боя, поражение без борьбы снижают его самооценку. При рецидиве конфликта на новом месте ребенок попытается переложить все трудности на родительские плечи.

Часто проблемные дети провоцируют обидчиков сами. Их надо учить ладить с ровесниками: быть доброжелательными, не задираться, не завидовать, не стремиться командовать.

Психологи рекомендуют не вмешиваться в конфликт между детьми открыто. Одноклассники не станут принимать на равных того, кто жалуется взрослым и просит их заступничества. Отрицательный эффект прямого вмешательства проявится вдвойне: ребенок получит подтверждение личной беспомощности, а авторитет родителя упадет в его глазах.

Как научить ребенка себя защищать?

Детей нужно учить давать физический отпор. Необязательно участвовать в драке, но в случае необходимости уметь ответить агрессору на его языке. При правильном воспитании ребенок не должен любить применять силу, но быть внутренне готовым на ответный удар. Такая уверенность в себе считывается противником на подсознательном уровне. Вот почему физическая подготовка очень важна, особенно для мальчиков.

Трусость, конечно, тоже надо преодолевать. У психологов есть интересные тактики устранения робости:

— в ребенке надо развивать чувство сострадания – когда он встает на защиту другого, более слабого, свой страх ослабевает;
— пробудить в нем жалость к противнику – кого жалеют, того не боятся.

Существуют два способа самозащиты:

Открытый и достаточно рискованный способ, но иногда дающий быстрый желаемый результат – подойти и спросить обидчиков, что их не устраивает. Скорее всего, такие разборки выльются в драку. Смелость и участие в потасовке, пусть даже не закончившейся успехом, помогает ребенку утвердиться и в своих глазах, и в глазах обидчиков.

Второй способ – непрямой, но очень действенный путь психологической самозащиты. С ребенком нужно провести беседу, что проблемы не у того, кого обижают, а у того, кто обижает. Уверенный в себе человек не будет задевать слабые места других.

Умение постоять за себя, сформированное в детстве, обязательно пригодится взрослому человеку в течение всей жизни.

This entry was posted in Детская психология and tagged , . Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *