Показатели психического развития ребенка

Психическое развитие – это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Психическое развитие является процессом, т.к. имеет динамический характер — начавшись еще до рождения ребенка, разворачивается и продолжается всю жизнь человека. В ходе психического развития происходит накопление количественных и качественных преобразований психики, обеспечивающих формирование и функционирование личности.

К показателям психического развития ребенка относят:

1) развитие познавательной сферы ребенка (внимание, память, мышление, воображение, восприятие);

2) формирование системы личностных отношений (эмоции, установки, мотивы, потребности, ценностные ориентации и др.);

3) овладение системой разнообразных умственных и практических действий, обеспечивающих возможность продуктивной, творческой деятельности.

Для оценки общего уровня психического развития ребенка Н.А. Русина и В.А. Урываев рекомендуют вначале составить о нем общее впечатление на основании оценки его соматотипа (астенический, пикнический, атлетический), половой зрелости (маскулинность – фиминность), позы (сцепленная, напряженная, расслабленная, подавленная), лица (узкое-широкое, толстое-худое, нежное-грубое, красивое-неправильное), мимики и пантомимики (живая, пониженная, преувеличенная, стереотипная).

Предметом психологического изучения являются психологические факты.

1. Физические и умственные действия ребенка. При этом важно понять, чем они вызваны, на что направлены, как подготовлены.

2. Речь ребенка. Оцениваются следующие параметры речи:

— голос (монотонный-красочный),
— темп (быстрый-замедленный),
— разговорчивость (разговорчивый, малоразговорчивый, замкнутый, неразговорчивый),
— дикция, словарь, используемый ребенком (богатый-бедный, разговорный-изысканный, степень грамотности и др.),

Также при анализе речи ребенка следует обращать внимание на то, как он воспроизводит мысль: легко, затрудненно, связно, замедленно.

 3. Социальное поведение ребенка. При его оценке следует обращать внимание на:

— характер установления контакта ребенком (торопливо, фамильярно, смело, охотно или сдержанно, осторожно),
— характер и протекание адаптации ребенка в ходе обследования (быстро или медленно),
— уровень социальной активности (адекватная-неадекватная ситуации),
— проявление качеств социального поведения: самоуверенный, решительный, упрямый, хвастливый, обращает на себя внимание, подчеркивает свое превосходство, неподчиняющийся, высокомерный, насмешливый, ненастойчивый, застенчивый, неуверенный, провоцирующий сочувствие, назойливый, настойчивый, подчиняющийся, стремящийся угодить, оказывающий содействие, непосредственный, смешливый, шутливый, ласковый, доверчивый. На основании оценки этих качеств можно понять мотивы и тактику поведения ребенка.

 Источник:  «Психология детства» под ред. А.А. Реана.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *