Предметная и игровая деятельность в раннем детстве

Ведущая деятельность в раннем детстве – предметная деятельность (иногда ее называют предметно-орудийная или предметно-манипулятивная деятельность).

Ее отличие от простого манипулирования окружающими предметами, характерного для детей младенческого возраста, состоит в том, что действия ребенка с предметами начинают подчиняться функциональному назначению данных предметов.

Взрослый учит ребенка тому, как следует использовать ложку и чашку, как держать в руке карандаш и как — совочек, что нужно делать с игрушками — возить машину, укачивать куклу, дуть в дудочку.

В совместной деятельности с ребенком взрослый выполняет сразу несколько функций:
1) дает ребенку смысл действий с предметом, его общественную функцию;
2) организует действия и движения ребенка, передает ему технические приемы осуществления действий;
3) через поощрения и порицания контролирует ход выполнения действий ребенка.

На втором году жизни ребенок воспроизводит действия взрослых с предметами, у него появляются предметные игры-подражания.

Они представляют собой первые шаги к усвоению норм и форм поведения взрослых, а далее – к формированию у ребенка определенных личностных качеств. Например, куклу ребенок укладывает спать, кормит ее, везет коляску, гладит, пылесосит, готовит еду и т.п.

В раннем возрасте у ребенка начинают складываться сознательно контролируемые произвольные действия. Они проявляются в рисовании, конструировании, в других видах творческой деятельности.

Эти действия называются произвольными потому, что они возникают не под воздействием внешних стимулов в форме реакции на них, а вследствие внутреннего замысла, который руководит действиями ребенка.

Произвольные действия — это целенаправленные действия, у детей раннего возраста они могут быть неустойчивыми. Начав их выполнять с определенной целью, ребенок довольно скоро отвлекается, забывает о ней под влиянием случайных внешних обстоятельств.

В раннем возрасте возникает и получает развитие символическая игра. Для развития такой игры важно появление символических или замещающих действий. Когда, например, кукла укладывается на деревянный брусок вместо кровати — это замещение. Когда ребенок, перевернув куклу вниз головой, трясет ее и сообщает, что сыплет соль из солонки, — это еще более сложные замещающие действия.

Двухлетняя девочка протягивает маме камешек: «Вот тебе конфетка, кушай!» (камешек используется в значении конфеты). Способность к замещению рассматривается как одна из важнейших предпосылок развития игры.

Иногда замещение оказывается несформированным даже к концу раннего детства. В этом случае ребенок на предложение покормить куклу, осмотрев стол с игрушками, отвечает, что кормить нечем — нет ни хлеба, ни чая, ни сахара.

Такие дети нуждаются в специальном внимании, нужно выяснить, с чем связано отставание в формировании символических (замещающих) действий, и оказать им помощь.

К концу раннего возраста дети много играют с различными предметами, прежде всего игрушками, причем не просто манипулируя ими, а конструируя, строят из них что-либо новое.

1335982485_kak-igrat-s-rebenkom-pervogo-goda-zhizni-2

В конце второго — начале третьего года жизни в поведении ребенка можно наблюдать феномен «роль в действии». Ребенок, воспроизводя действия конкретного взрослого из своего окружения, не осознает этого, но охотно соглашается, когда ему это сообщают («Ты ведешь машину как папа. Ваня — папа»).

Позже он сам замечает сходство своих действий с действиями взрослого и называет себя его именем. Полуторагодовалый мальчик берет сломанную электробритву, втыкает вилку в дырочки детского кресла, долго водит бритвой по щекам, приговаривая: «Я — папа».

Перечисленные этапы развития предметной игры составляют одновременно предпосылки сюжетно-ролевой игры: переименование предметов, отождествление ребенком своих действий с действиями взрослого, называние себя именем другого человека.

Со стороны взрослых ребенку необходима помощь, живой интерес, практические советы.

Взрослый своими предложениями постепенно усложняет и вносит разнообразие в игру; обеспечивает материальную сторону игры: подбирает игрушки и материалы (посуду, мебель, лоскуты, одежду, инструменты и т.д.).

В ранний период времени появляются первые попытки обращения к изобразительной деятельности в форме рисования на бумаге. Сначала дети изображают каракули, которые могут представлять все что угодно: кошку, собаку или человека, любой другой знакомый ребенку объект.

На третьем году жизни рисунки детей обнаруживают уже больше сходства с изображаемым объектом.

Таким образом, рисование в раннем детстве проходит 3 стадии:
1) каракули;
2) узнавание предмета в случайном сочетании линий;
3) изображение по замыслу, по словесно сформулированному намерению (собственно изобразительная деятельность).

Для дальнейшего развития изобразительной деятельности необходимо обогащать восприятия и представления ребенка и формировать графические образы.

На первом году жизни непосредственное взаимодействие между детьми практически не наблюдается. Младенцы относятся друг к другу как к живым игрушкам: что-то лепечут, дергают за волосы, трогают пальцами глаза и т.п.

В возрасте 18-20 месяцев у детей возникают первые взаимодействия с партнерами по игре. Начиная с этого возраста дети стремятся больше играть друг с другом.

Позднее появляется сюжетно-ролевая игра. Ее возникновение связано с рядом обстоятельств.

Во-первых, у ребенка к этому времени должна достичь высокого развития символическая функция, он должен научиться пользоваться предметами не только по их прямому назначению, но и в соответствии с замыслом игры.

Во-вторых, у ребенка должна возникнуть потребность копировать действия взрослых.

В-третьих, он должен научиться взаимодействовать с другими людьми (детьми и взрослыми) в игре.

В сюжетно-ролевой игре ребенок копирует способы обращения людей с предметами и способы общения людей друг с другом в различных социальных ситуациях. Тем самым ребенок лучше усваивает предметные действия, нормы общения, а также ролевое поведение.

Сюжетно-ролевую игру с функциональной точки зрения можно рассматривать как подготовку ребенка к участию в общественной жизни в различных социальных ролях.

Ирина Базан

Литература:
Г.А. Кураев, Е.Н. Пожарская «Возрастная психология»
В.С. Мухина «Детская психология»
Л.Ц. Кагермазова «Возрастная психология»
И.Ю. Кулагина «Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.