Как распознать аутизм у ребенка

Как распознать аутизм у ребенка

Детский аутизм диагностируется все более часто. Что это – эпидемия или критерии диагностики стали более достоверными? Чтобы обратить внимание на эту проблему, начиная со 2 апреля 2008 года, ООН положила начало проведению Всемирного дня распространения информации об аутизме. К нему приурочены раздача буклетов, чтение лекций, показ фильмов об аутизме.

При наличии знаний об аутизме родители особого ребенка смогут раньше заметить отклонения в развитии, вовремя помочь ему адаптироваться в обществе.

Признаки нарушения развития у аутичного ребенка появляются довольно рано, с первых месяцев жизни. В большинстве случаев и при отсутствии тяжелой сопутствующей патологии эти симптомы диагностируются как энцефалопатия, и ребенок ставится на диспансерное наблюдение к неврологу.

После года родители все больше обращают внимание, что их ребенок отличается от сверстников. Темпы развития замедляются либо имеет место какая-то странность поведения. Достоверно о наличии аутизма можно говорить после исполнения ребенку 2-3 лет.

Симптомы аутизма

Существует много признаков, исходя из которых диагностируют аутизм. У аутичного ребенка могут выявляться не все из них, либо они могут иметь разную степень выраженности. Некоторые симптомы, характерные для расстройств аутичного спектра, наблюдаются и при других психических или неврологических заболеваниях.

Обязательной для постановки диагноза «аутизм» должна быть следующая триада симптомов:

— нарушение общения – взаимодействия с окружающими ребенка детьми и взрослыми;
— нарушение коммуникации – отклонения в использовании речи, мимики, жестов;
— изменения в поведении – стереотипность, ограниченность интересов и деятельности.

Нарушения общения

Родители маленьких детей с признаками аутизма часто обращаются к отоларингологам для проверки слуха ребенка. Нередко первое, на что обращают внимание – безучастность такого ребенка к происходящему вокруг. Малыш может не замечать, что родителей нет рядом, не обращать никакого внимания, когда его зовут, не проявлять никакого интереса к детям, играющим рядом.

Аутичного ребенка сложно привлечь к игрушкам, книжкам, мультфильмам. Игрушка (или книжка) должна долго сосуществовать рядом с ребенком, прежде чем он «примет» ее. Другая крайность – выбранная вещь становится своеобразным фетишем, с которым ребенок не расстается нигде и никогда.

Такие дети обычно не любят прикосновений. Они могут кричать и отворачиваться, когда кто-то берет их на руки. Маленькие аутисты не замечают, не копируют действие взрослых, поэтому бытовые навыки у них развиваются очень медленно.

Нарушения коммуникации

Аутичные дети обычно позже начинают говорить. И даже те, кто говорят, общаются очень своеобразно. Ребенок может говорить предложениями, но использовать только первый слог от каждого слова. Очень характерно постоянное повторение фраз из книг и мультфильмов. Ребенок может не уметь отвечать на вопросы «Как тебя зовут?» и «Сколько тебе лет?», зато постоянно повторять себе сложные и длинные стихотворения. Также в речи долго отсутствует местоимение «Я». О себе ребенок говорит только в третьем лице либо называя себя по имени. Все фразы строятся так, как он слышит от взрослого.

Важный диагностический критерий – отсутствие указательного жеста. Ребенок не показывает пальцем, а если нужно что-то попросить – приводит взрослого и направляет его руку. Если просьба выражается словами, ребенок использует слово «дать» (отражение вопроса взрослого «Что тебе дать?»).

По мере взросления ребенка первоначальные симптомы, как правило, постепенно затихают. Но даже по мере взросления аутиста речь идет не об излечении, а о социальной адаптации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *