Основные формы невроза

До настоящего времени отсутствует общепринятый взгляд на понятие «невроз», механизмы его развития и классификацию клинических проявлений, несмотря на то, что учению о неврозе уже более 150 лет.

Подавляющее большинство практических врачей придерживается взгляда, что неврозы — это группа психогенных болезней, характеризующаяся функциональными (обратимыми) расстройствами нервно-психической деятельности, которые развились в результате воздействия психотравмирующих факторов.

У детей неврозы возникают преимущественно в 6-7 лет, когда ребенок начинает проявлять осознанное отношение к себе и окружающим. Ведущим психотравмирующим фактором являются семейные конфликтные ситуации, вызывающие у ребенка эмоциональные переживания, с которыми он не может справиться. Способствуют возникновению невроза дефекты воспитания, снижающие сопротивляемость организма психотравмам (чрезмерная опека, запугивание, унижение достоинства, подавление желаний к самовыражению).

Основные формы неврозов:

1. Невроз страха (панические расстройства).

Ведущий симптом — появление немотивированного страха, не зависящего от какой-либо ситуации или каких-либо представлений. Чаще всего возникает безотчетный страх внезапно, и интенсивность его колеблется между легким чувством тревоги и паническими приступами.

Страх вначале может быть спровоцирован сильным испугом конкретного содержания, а в дальнейшем повторяться в виде приступов боязни, испуга без определенной причины. Продолжительность неврозов страха чаще всего от 1 до 6 месяцев, но иногда болезнь принимает затяжное течение и может длиться годами.

Клинические проявления панической атаки весьма разнообразны — сильное сердцебиение, обильный пот, чувство нехватки воздуха, страх смерти, боязнь утратить контроль над собой и т.п. Приступы паники обычно длятся минуты, реже — часы. Среди тех, кто страдает неврозом страха, преобладают лица с тревожно — мнительным характером.

У детей причины страха в значительной степени зависят от возраста. Страхи до 3-х лет обычно свойственны всем детям. У детей 4-8 лет преобладают страхи темноты, одиночества, разлуки с родными.

Стрессогенные страхи, в отличие от страхов невроза, возникают эпизодически и не мешают в повседневной жизни. При проявлении страха в виде «панических расстройств» обязательно требуется консультация специалиста для своевременного лечения.

2. Невроз навязчивости (обсессивно-компульсивные расстройства).

Основной симптом — возникновение непроизвольного навязчивого состояния, нелепость которого больной сознает, понимает его абсурдность, критически к нему относится, борется с ним, но преодолеть не может.

Чаще всего встречаются навязчивые страхи — фобии, которые в отличие от страхов при «неврозе страха», не связаны с определенной ситуацией и не возникают при ее отсутствии.

Фобии весьма разнообразны — наблюдаются навязчивые страхи покраснения (эрейтрофобия), открытого пространства (агорафобия), закрытого помещения (клаустрофобия), высоты (акрофобия), загрязнения (мизофобия), острых предметов (оксифобия), заболевания раком (канцерофобия), психическими болезнями (лисофобия), болезнями сердца (кардиофобия) и др.

К компульсивным расстройствам относятся и навязчивые ритуалы, выполнение которых сопровождается чувством облегчения (например, передвижение только по определенным маршрутам, езда в транспорте только в головном вагоне и т.д.).

У детей чаще всего встречается невроз навязчивых движений, обычно в возрасте 3-7 лет, и выражается в тиках — многократно повторяемых двигательных актах (учащенное мигание, наморщивание лба, облизывание или кусание губ, подпрыгивание, движение головой и т.д.). С возрастом отмечается тенденция к постепенному исчезновению проявлений невроза навязчивости.

3. Истерический невроз (конверсионное расстройство).

Характерная особенность для этого вида невроза — крайнее разнообразие клинических проявлений, выраженная эмоциональная неустойчивость с легкой полярностью настроения: по незначительному поводу быстро меняется настроение от плохого до чрезмерно радостного.

Истерические явления, как правило, возникают в ответ на жизненные трудности, нередко они являются бессознательной попыткой разрешить их путем «ухода в болезнь». Возможны самые разнообразные нарушения (судороги, припадки, задержка мочи, запоры, слепота, немота и др.), напоминающие клиническую картину различных болезней, что послужило основанием называть истерию «великой симулянткой», «хамелеоном, постоянно меняющим окраску».

Истерические симптомы нередко для больного являются желательными, дающими определенные выгоды — уход из тяжелой для него ситуации или возникшего конфликта. При неблагоприятных для больного обстоятельствах проявление болезни увеличивается.

У детей, особенно младшего возраста, преобладают проявления истерии в виде припадков. Ребенок с громким криком, плачем падает на пол, беспорядочно бьется руками, ногами, головой об пол, выгибается дугой. Приступ заканчивается спустя 15-30 секунд с глубоким вздохом, после чего нередко возобновляется плач. Обычно такие приступы возникают у детей, которых неправильно воспитывают по типу «кумир в семье».

4. Депрессивный невроз (невротическая депрессия).

Основные симптомы: сниженное, угнетенное настроение, ухудшение интереса к жизненным проблемам, низкая активность и немотированная усталость. Больным с депрессивными проявлениями невроза свойственны  жалобы — «Скука на душе», «Нет тяги к делу», «Одолевают мрачные мысли».. Нередко депрессивное состояние сочетается с функциональными нарушениями деятельности внутренних органов, расстройством сна, раздражительностью, резким изменением аппетита и снижением уровня самооценки своих возможностей и способностей.

В мышлении человека, подверженного депрессии, преобладают негативные оценки всего, что с ним происходит. Депрессия является одним их наиболее распространенных недугов. Помимо стресса и невроза, причиной возникновения депрессии могут быть и психические заболевания, при лечении которых основную роль играет медикаментозная терапия (маниакально-депрессивный психоз, реактивное состояние, церебральный атеросклероз и др.).

Хроническая депрессия нередко развивается и как следствие тяжелых заболеваний с пессимистическим прогнозом. Нередко выявление  истинной  причины депрессии является  весьма  сложной  проблемой, которую может решить лишь психиатр.

Существуют специальные тесты по самодиагностике тяжести стресса. Одним из широко применяемых тестов является способ самодиагностики, предложенный франко-американской группой специалистов.

  1. Ответьте «да» или «нет» на 2 следующих вопроса:

— В течение прошлого месяца был ли у вас двухнедельный период (или более), когда вы чувствовали себя в подавленном настроении почти каждый день?

— В течение прошлого месяца потеряли ли вы большую часть интересов, любимые привычки?

  1. Вы ответили двумя «нет» на оба вопроса? Тогда дальше не стоит читать тест. Вы ответили «да» на один из вопросов? Ответьте «да» или «нет» на один из 7-ми нижеприведенных вопросов:

— У вас заметно изменился аппетит? Вы непроизвольно потолстели или похудели на 5 кг?

— Чувствовали ли вы себя каждый день взволнованными, нетерпеливыми, была ли постоянная необходимость двигаться, были ли вы не в состоянии спокойно сидеть?

— Чувствовали ли вы себя все время усталыми, лишенными энергии?

— Чувствовали ли вы себя бездарными, виноватыми?

— Вам трудно было сосредоточится или собраться с мыслями?

— У вас возникали мысли, что лучше было бы, если бы вы умерли, думали ли вы сделать себе больно?

В том случае, если вы ответили утвердительно хотя бы на 3 вопроса, вам необходимо проконсультироваться с врачом.

У детей невротическая депрессия чаще всего возникает из-за неблагополучной семейной ситуации, связанной с разводом родителей, длительной разлукой с ними, болезнью или смертью близкого человека и др. Развитию депрессии способствует также воспитание ребенка по типу «Золушки» и врожденные особенности нервной системы, свойственные людям с меланхолическим темпераментом.

В период полового созревания преобладают среди психотравмирующих факторов  у подростков представления о своей непривлекательности, низком уровне способностей или наличии физического дефекта, плохие отношения со сверстниками.

Угнетенное настроение в течение непродолжительного времени (как у детей, так и взрослых) считается нормальным.

5. Неврастенический невроз, неврастения, доподлинно «нервная слабость» характеризуется тем, что на первый план при этом заболевании выступают признаки ослабления нервной деятельности.

В европейской классификации неврастения рассматривается как «астенический синдром».

Неврастения имеет много синонимов — вегетативная дистония, вегетативный невроз, психо-вегетативный синдром, церебрастения, нейроциркуляторная дистония и др. Люди жалуются на повышенную утомляемость, ухудшение памяти и внимания, низкую работоспособность, частые головные боли, эмоциональную неустойчивость, раздражительность, вспыльчивость и др.

Неврастения развивается преимущественно в случаях несоблюдения психогигиенических условий труда и отдыха.

У детей неврастения в выраженной форме встречается в школьном возрасте, чаще всего в подростковом (10-15 лет). Основные проявления неврастении — утомляемость, которая усиливается к концу дня или недели, вялость, пассивность, сочетаемая с повышенной раздражительностью, несдержанностью.

Для детей младшего школьного возраста характерны выраженная эмоциональная неустойчивость, двигательное беспокойство со склонностью к суетливости. Нередко у детей, страдающих неврастенией, имеются расстройства сна, сновидения с ночными страхами.

Помимо описанных форм неврозов, согласно современным международным классификациям болезней, в их группу входят энурез, анорексия  и ряд других заболеваний психогенного характера.

По материалам Я.Н. Воробейчик «Руководство по аутопсихотерапии»

This entry was posted in Психология здоровья and tagged , , . Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *