Упражнения на визуализацию

Этот комплекс упражнений построен таким образом, что в процессе тренировки задания постепенно усложняются: простые образы сменяются более сложными, чтобы в заключение перейти к воссозданию образов человеческих лиц.

Упражнение 1. Мысленные картины красоты и гармонии.

Это упражнение лучше всего выполнять в изолированной комнате, где вам никто не помешает. Сядьте поудобнее на стул, закройте глаза и представьте большой экран, на который вы можете проецировать свои мысли.

Пусть ваше воображение нарисует на белом полотне картину, которая приведет вас в состояние покоя и умиротворения.

Заставьте работать вашу фантазию с максимальной отдачей, четко прорисовывайте детали, не упуская мельчайших подробностей.

Пусть это будет морской пейзаж в лучах заходящего солнца или безбрежные просторы арктических льдов, сияющих белизной, а может быть, воображение приведет вас в безлюдную африканскую пустыню, где так легко думается вдали от суеты больших городов и причуд цивилизации.

Когда картина будет полной, начните медленно разглядывать ее, постарайтесь услышать пение птиц или шелест падающих листьев, ощутить запах экзотических цветов или морской воды, почувствовать вкус дождя или шероховатую поверхность камня.

Прислушайтесь к своему дыханию: оно замедляется, становится легким и едва заметным, вы сливаетесь с природой, становитесь ее частью, растворяетесь в ней.

Ваши чувства гармонизируются, эмоции становятся ярче и весомее, душевное состояние уравновешивается.

Проделывайте это упражнение регулярно, рисуя самые разные картины, уже пережитые или навеянные вашей фантазией.

Скоро вы научитесь мысленно воссоздавать сцены, действующим лицом которых вы уже были, а значит, сможете вновь испытывать минуты счастья, которые они вам принесли. От больших полотен, наполненных деталями, переходите к миниатюрам, представляя, например, шмеля, летящего к цветку, или каплю росы, переливающуюся на солнце.

В зависимости от увиденного ваше состояние тоже будет меняться: от полного умиротворения и покоя до состояния возбуждения и бурной радости.

Упражнение 2. Мысленное воспроизведение картин, фотографий, рисунков и т. п.

Для выполнения этого упражнения можно использовать иллюстрации из книг, альбомов по искусству или рекламные проспекты, фотографии, на которых запечатлены люди, животные, пейзажи, предметы, а также рисунки известных художников, детей или ваши собственные и т. д.

Рекомендуется начинать с простых изображений, постепенно переходя к более сложным.

Итак, уединитесь в комнате, позаботьтесь о том, чтобы вам никто не мешал. Сядьте, примите удобную позу и расслабьтесь.

Положите перед собой изображение или предмет на таком расстоянии, чтобы вам не приходилось напрягать глаза. В течение примерно 2 минут рассмотрите объект: обратите внимание на его форму, цвет, выразительные детали, фон, на котором он запечатлен, и т. д.

Если в течение какого-то времени вы не сможете сосредоточиться на объекте, не волнуйтесь, не драматизируйте ситуацию: отвлекшись, вновь и вновь возвращайтесь к рассматриванию объекта.

Добиться зрительной концентрации в подобной ситуации с первого раза очень сложно, здесь необходима тренировка. Постарайтесь сфокусировать свой взгляд на какой-либо детали, постепенно расширяя диапазон обзора.

По прошествии 2 минут закройте глаза и мысленно восстановите увиденное. Мысленный образ должен в точности совпадать со своим реальным прототипом, а вот «картинка», то есть качество его изображения, на первых порах может быть размытой, нечеткой, как в плохо отлаженном телевизоре.

Откройте глаза и сравните то, что вы мысленно увидели, с изображением или реальным предметом.

Не отчаивайтесь, если на первых порах картинка не будет точно соответствовать оригиналу.

При большом количестве отклонений увеличьте время просмотра и, как только вы достигнете хороших результатов, вновь вернитесь к заданным 2 минутам. В дальнейшем время можно сократить до 1,5 или даже 1 минуты.

Упражнение 3. Реальное и мысленное изменение ракурса.

Это упражнение можно проделывать с опорой как на реальный предмет, так и на мысленный образ. Начинать рекомендуется, безусловно, с материального предмета.

Внимательно рассмотрите его под разными углами, обойдите его, поглядите на него сверху, снизу, сбоку. Затем закройте глаза и мысленно воссоздайте его образ под разными углами зрения так, как вы это проделывали с реальным предметом.

Вот несколько вариантов этого упражнения:

  1. Вообразите какой-нибудь предмет и мысленно посмотрите на него сверху, сзади, справа, слева.
  2. Вообразите какой-нибудь объект и мысленно сфотографируйте его под разными углами, с разного расстояния.
  3. Точно так же мысленно сфотографируйте скульптуру или известный памятник вашего города, который вы недавно видели.
  4. Находясь в саду, парке, на улице или около дерева, вообразите, как они выглядят в разное время года: зимой, летом, осенью, весной.
  5. Находясь в одной из комнат вашего дома, мысленно представьте ее утром, днем, вечером, ночью, при естественном или искусственном освещении, переставьте в ней мебель, «замените» старую мебель на новую, «украсьте» ее к празднику или «сделайте» капитальный ремонт.
  6. Подумайте о близком вам человеке. Представьте его анфас, в профиль, со спины, сидящим в кресле, лежащем на диване, читающим газету, смотрящим телевизор, обедающим. Затем усложните упражнение: вообразите этого человека смеющимся или плачущим, жестикулирующим, вспомните особенности его осанки, походки, мимики и т. д.
Упражнение 4. Незнакомые лица.

Одним это упражнение будет казаться очень легким, другим – очень трудным. Дело в том, что по типу мышления все люди делятся на 2 группы: со зрительным и словесным доминированием.

Особенно полезным это упражнение будет для второй группы: оно поможет ей развить зрительную память.

Итак, начните с воображения человеческого лица. Затем постарайтесь запомнить, чтобы впоследствии воссоздать в уме, лица случайных прохожих, людей, едущих с вами в общественном транспорте, сидящих за соседним столиком в кафе и т. д.

Не забудьте при этом обращать внимание на отличительные черты этих лиц. Это поможет вам их запомнить, а в дальнейшем и воссоздать в своей памяти.

Упражнение 5. Сцены повседневной жизни.

Представьте себе, что вы стали свидетелем какого-либо происшествия.

Например, на ваших глазах столкнулись два автомобиля; мужчине стало плохо на улице, вокруг него собралась толпа народа, кто-то вызвал скорую помощь; две соседки повздорили на кухне в коммунальной квартире.

Можно вообразить множество таких сцен, главное: чтобы разыграны они были в точном соответствии с их реальными прототипами.

Упражнение 6. Поэтические образы.

Прочитайте приведенное ниже стихотворение, строчку за строчкой, и нарисуйте в вашем воображении возникающие при этом поэтическое образы.

Затем закройте глаза и попытайтесь мысленно их восстановить. Это же упражнение проделайте с другими стихотворениями.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *