Образование детей-инвалидов в России: что реально на сегодняшний день?

Олег Г. 16-летний мальчик с инвалидностью, он не может двигаться и говорить, начал посещать школу два года назад в своей деревне. Сейчас он в классе 2. Его одноклассникам от семи до восьми лет. Его 11-летний брат учится в той же школе, но учится в 4 классе.

Олег использует трехколесный велосипед, который толкает его мать, чтобы добраться до школы. Поскольку вход в школу только  ступеньки и нет пандусов, ему приходится буквально ползти в класс.

Его мать Анастасия рассказала:

«Олег сидит один на маленьком стуле в углу. Иногда он пускает слюни, поэтому другим детям не хотят сидеть рядом с ним.

Он должен  терпеть и не ходить в туалет во время учебы в школе с 9 до 13 часов. Когда он захочет в туалет в течение дня, его мать должна прийти и помочь ему дойти до туалета. Учителя говорят, что если у него проблемы с желудком, то не приводите его в школу».

Помощников у Анастасии нет, т.к. это стоит как две ее зарплаты, а бесплатно государство не выделяет на это деньги. И все это ложиться на плечи родителей. 

Это проблема,  о которой нет митингов и широкой рекламы в СМИ, но она есть и очень большая. И от этого становиться еще грустнее. 

Дети с ограниченными возможностями имеют право посещать школу, как и все другие дети; однако десятки тысяч детей-инвалидов в России лишены этого права.

По состоянию на 01.01.2018г. численность детей-инвалидов в России составляет 670 000   на численность населения 146 800 000,0 человек. 

Президент подписал  закон о вводе инклюзивного образования в законе об образовании  29.12.2012 года. Но закон стал практически применяться только пару лет назад, да и то в отдельных регионах. 

Министерство образования и науки призывает к тому, чтобы все дети имели одинаковое право на обучение. Основной принцип этого закона таков: каждый человек имеет право на образование без дискриминаций. 

Инклюзивное образование в законе об образовании понимается как обучение детей с ограниченными возможностями, то есть лиц, у которых есть недостатки в развитии.

В обязательном порядке любые отклонения должны быть подтверждены соответствующими справками. Сам же образовательный процесс может быть организован как отдельно, так и совместно со здоровыми детьми.

Под инклюзивным образованием законодательство закрепляет равный доступ к получению знаний для всех обучающихся независимо от того, есть ли у них определенные потребности или индивидуальные возможности. 

Хотя теоретически правительство продвигает политику инклюзивного образования, на практике оно поддерживает систему отдельных классов ресурсов, предназначенных для детей-инвалидов в обычных школах и отдельных школах для глухих, слепых и детей с физическими и умственными недостатками.

Несмотря на то, что требуется время для перехода от ресурсных классов и специальных школ к полностью инклюзивной системе образования, правительство не сделало достаточно для того, чтобы дети-инвалиды посещали школу и чтобы система образования была доступной, соответствующей и хорошего качества для детей с инвалидностью, особенно с ограниченными интеллектуальными возможностями.

Кроме того, государственная политика в области инклюзивного образования не представляется серьезной, поскольку нет четкого плана интеграции детей с ограниченными возможностями.

Кроме того, в школах часто не хватает сотрудников, у них нет гибкой учебной программы и ограниченных учебных материалов, что приводит к низкому качеству образования для детей с ограниченными возможностями по сравнению с другими детьми.

Правительство обеспечивает минимальную специальную подготовку только для учителей, работающих в специальных школах или на ресурсных классах.

Учителя в обычных школах не получают адекватной подготовки о том, как интегрировать детей-инвалидов в свои классные комнаты, что подрывает принцип инклюзивного образования. Государство не проводит обучение персонала в центрах дневного ухода, управляемых неправительственными организациями или родительскими группами для детей с нарушениями интеллекта или развития.

На самом деле инклюзия детей с особенностями зависит не только от государства, а также от общества вокруг. Важно понимать, что это тоже наша с вами ответственность и как какое у вас отношение к вопросу об интеграции. 

Очень сложно понять с какими проблемами сталкиваться родители детей-инвалидов для того, чтобы обучить своего ребенка и развить его. Мы можем за всю жизнь так и не узнать об этом, поэтому я и пишу эти статьи.

Если вы хотите обсудить эту тему, вы сможете найти мои контакты на моей странице 

Ирина Литичевская,

педагог дополнительного образования, АВА -терапевт. 

Свои вопросы вы можете задать мне в соц. сетях:

Facebook
ВКонтакте

***********************

В данной подборке вы найдете несколько центров по инклюзии:

http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=129

https://nao.kz/content/view/12/300

https://rc.rscoshi-ykt.ru/

https://xn--80afcdbalict6afooklqi5o.xn--p1ai/public/application/item?id=bdf77cbc-966a-4952-b579-f0b1859615b0

https://vk.com/inclusiveducation_omsk

http://www.letokurgan.ru/roditelyam/regionalnye_centry_inklyuzivnogo_obrazovaniya/

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *