Важнейшей особенностью в развитии познавательной сферы дошкольника является то, что в центре сознания становится память. Памяти в дошкольном возрасте принадлежит доминирующая роль.
На протяжении всего дошкольного периода у ребенка развивается непроизвольная память, эмоциональная, двигательная и образная.
Ведущими видами памяти являются непроизвольная и образная память.
Непроизвольная память – память, которая не регулируется определенной программой и целью. Человек запоминает без усилий и не применяет какие-либо техники запоминания.
Так дети легко запоминают стихи, сказки, рассказы, внешние признаки предметов. В дошкольном возрасте ребенок легко запоминает то, что вызвало у него интерес.
Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений (бег, ходьба, письмо, вождение автомобиля и др.). Признаками хорошей двигательной памяти являются физическая ловкость и сноровка.
Эмоциональная память – это память на пережитые чувства. Человек может снова радоваться, когда вспомнит счастливые события, огорчаться, если вспомнит неловкий поступок.
На эмоциональной памяти основана прочность запоминаемого материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается легко и надолго.
Образная память – запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений. К ней относится зрительная, слуховая, обонятельная и вкусовая память.
С 3-х лет начинает развиваться словесно-логическая память, которая выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей и понятий.
С 4-5-ти лет дети овладевают различными способами логического запоминания. Например, дети могут группировать материал по смыслу. Этот вид памяти проявляется в том случае, если содержание запоминаемого материала понятно детям.
К 6-7-ми годам формируется произвольная память. Дети в этом возрасте уже могут выделить цель запоминания. Но это происходит в том случае, когда запоминание чем-то мотивировано.
Наиболее благоприятными условиями для формирования произвольной памяти являются игровая деятельность и выполнение ребенком поручений взрослого.
Количество слов, которые запоминает ребенок, выступая, например, в роли покупателя, исполняющего поручение купить в магазине определенные предметы, оказывается выше, чем количество слов, запоминаемых по прямому требованию взрослого.
У дошкольников произвольное запоминание часто носит механический характер. При заучивании дети 6-ти лет от повторений вслух переходят к повторению шепотом или про себя.
На протяжении дошкольного детства увеличивается объем памяти.
Возраст ребенка | Количество запоминаемых картинок |
3 года | 2-4 картинки |
4 года | 5-6 картинок из 10-15 |
5 лет | 7-8 картинок из 10-15 |
6-7 лет | 9-10 картинок из 10-15 |
Но все же непроизвольное запоминание, связанное с активной умственной работой детей над определенным материалом, остается до конца дошкольного возраста более продуктивным, чем произвольное запоминание того же материала.
Приемы запоминания и припоминания ребенок обычно не изобретает сам. Их в той или иной форме подсказывают ему взрослые.
Так, взрослый, давая ребенку поручение, тут же предлагает его повторить. Спрашивая ребенка о чем-нибудь, взрослый направляет припоминание вопросами: «А что было потом?», «А еще каких животных, похожих на лошадей, ты видел?» и т.п.
Ребенок постепенно учится повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании.
Важным моментом в развитии памяти дошкольников выступает появление личных воспоминаний.
В них отражаются наиболее важные события в жизни ребенка, его успехи в какой-либо деятельности, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Например, ребенок может долго помнить подарок на день рождения, нанесенную ему обиду, интересную поездку и др.
Существуют также индивидуальные различия в процессах памяти дошкольников, которые проявляются в отношении объема, скорости, прочности запоминания.
Таким образом, память дошкольника, несмотря на ее видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией, заняв центральное место.
Ирина Базан
Использованная литература: Р.С. Немов «Психология» О.О. Косякова «Психология раннего и дошкольного детства» Л.Ф. Симонова «Память. Дети 5-7 лет» В.С. Мухина «Детская психология»