Развитие памяти у детей дошкольного возраста

Важнейшей особенностью в раз­витии познавательной сферы дошкольника является то, что в цен­тре сознания становится память. Памяти в дошкольном возрасте при­надлежит доминирующая роль.

На протяжении всего дошкольного периода у ребенка развивается непроизвольная память, эмоциональная, двигательная и образная.

Ведущими видами памяти являются непроизвольная и образная память.

Непроизвольная память – память, которая не регулируется определенной программой и целью. Человек запоминает без усилий и не применяет какие-либо техники запоминания.

Так дети легко запоминают стихи, сказки, рассказы, внешние признаки предметов. В дошкольном возрасте ребенок легко запоминает то, что вызвало у него интерес.

Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений (бег, ходьба, письмо, вождение автомобиля и др.). Признаками хорошей двигательной памяти являются физическая ловкость и сноровка.

Эмоциональная память – это память на пережитые чувства. Человек может снова радоваться, когда вспомнит счастливые события, огорчаться, если вспомнит неловкий поступок.

На эмоциональной памяти основана прочность запоминаемого материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается легко и надолго.

Образная память – запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений. К ней относится зрительная, слуховая, обонятельная и вкусовая память.

С 3-х лет начинает развиваться словесно-логическая память, которая выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей и понятий.

С 4-5-ти лет дети овладевают различными способами логического запоминания.  Например, дети могут группировать материал по смыслу. Этот вид памяти проявляется в том случае, если содержание запоминаемого материала понятно детям.

К 6-7-ми годам формируется произвольная память. Дети в этом возрасте уже могут выделить цель запоминания. Но это происходит в том случае, когда запоминание чем-то мотивировано.

Наиболее благоприятными условиями для формирования произвольной памяти являются игровая деятельность и выполнение ребенком поручений взрослого.

Количество слов, которые запоминает ребенок, выступая, например, в роли покупателя, исполняющего поручение купить в магазине определенные предметы, оказывается выше, чем количество слов, запоминаемых по прямому требованию взрослого.

У дошкольников произвольное запоминание часто носит механический характер. При заучивании дети 6-ти лет от повторений вслух переходят к повторению шепотом или про себя.

На протяжении дошкольного детства увеличивается объем памяти.

Возраст ребенкаКоличество запоминаемых картинок
3 года2-4 картинки
4 года5-6 картинок из 10-15
5 лет7-8 картинок из 10-15
6-7 лет9-10 картинок из 10-15

Но все же непроизвольное запоминание, связанное с активной умственной работой детей над определенным материалом, остается до конца дошкольного возраста более продуктивным, чем произ­вольное запоминание того же материала.

Приемы запоминания и припоминания ребенок обычно не изобретает сам. Их в той или иной форме подсказывают ему взрослые.

Так, взрослый, давая ребенку поручение, тут же предлагает его повторить. Спрашивая ребенка о чем-нибудь, взрослый направляет припомина­ние вопросами: «А что было потом?», «А еще каких животных, похо­жих на лошадей, ты видел?» и т.п.

Ребенок постепенно учится повто­рять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, исполь­зовать связи при припоминании.

Важным моментом в развитии памяти дошкольников выступает появление личных воспоминаний.

В них отражаются наиболее важные события в жизни ребенка, его успехи в какой-либо деятельности, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Например, ребенок может долго помнить подарок на день рождения, нанесенную ему обиду, интересную поездку и др.

Существуют также индивидуальные различия в процессах памяти дошкольников, которые проявляются в отношении объема, скорости, прочности запоминания.

Таким образом, память дошкольника, несмотря на ее видимое внешнее несовер­шенство, в действительности становится ведущей функцией, заняв центральное место.

Ирина Базан

Использованная литература: 
Р.С. Немов «Психология» 
О.О. Косякова «Психология раннего и дошкольного детства» 
Л.Ф. Симонова «Память. Дети 5-7 лет» 
В.С. Мухина «Детская психология»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.