При изучении реакций на движущийся предмет перед глазами ребенка на расстоянии 30 см перемещают яркую игрушку (7×10 см) в горизонтальном, вертикальном и круговых направлениях.
Для исследования способности следить за движением исчезающего предмета сначала игрушку показывают ребенку, а затем прячут за листом, подушкой (шириной в 7 см). От глаз ребенка этот лист должен находится на расстоянии 50 см.
Через некоторое время предмет показывают с другой стороны листа. Реакция считается нормальной, если в момент появления игрушки из-за листа взгляд ребенка направлен в ту точку, в которой она появляется.
Для изучения реакции предвосхищения перед ребенком на уровне его глаз на расстоянии 50 см помещают белый лист размером 35х35 см с двумя окошечками (7х7 см), расположенными на расстоянии 10 см друг от друга.
В окошечках поочередно с интервалом в 4-6 секунд появляется яркая звучащая игрушка размером до 7 см.
Реакция считается выполненной, если при нескольких пробах хотя бы один раз наблюдается перемещение взгляда ребенка от окошка, где игрушка уже была, к окошку, где она должна появиться, и остановка взгляда на этом окошке.
Основные нормативы сенсорного развития младенца:
1 месяц | смотрит на маму, когда она с ним разговаривает, при этом открывает и закрывает рот, прослеживает горизонтальное движение объекта от середины поля зрения |
1,5 месяца | следит за двигающимся человеком, прослеживает движение предмета от периферии к центру поля зрения |
3 месяца | поворачивает голову на звук, который слышен на уровне уха, рассматривает руку, следит за разнообразными движениями игрушки |
4 месяца | прослеживает невидимое движение предмета в определенных частях пространства |
5 месяцев | улыбается отражению в зеркале |
6 месяцев | перестает рассматривать руку, рассматривает игрушки, проявляет интерес к новым, ярким игрушкам, может иметь любимые игрушки, поворачивает голову на звук, который раздается ниже уха, имитирует слышимые звуки |
7 месяцев | поворачивает голову на звук, который слышен над ухом, приспосабливает позу, занимает удобную для наблюдения позу |
8 месяцев | отличает незнакомых, находит наполовину спрятанный предмет, снимает наброшенный платок, рассматривает одновременно 2 игрушки, переводя взгляд с одной на другую, удивляется, если предмет исчезает за барьером |
10 месяцев | смотрит в угол за предметом, находит спрятанный на его глазах предмет, вынимает интересные вещи из кармана взрослого, если видел как их туда опустили |
12 месяцев | поворачивается на собственное имя, определяет тон голоса, проявляет интерес к картинкам в книге |
Из серии «Психология детства: Практикум»