Диагностика познавательной сферы детей от 1 до 3 лет

Ребенок познает мир постоянно: когда рассматривает окружающие предметы, пробует их на вкус, когда двигается, играет, общается со взрослыми. Годовалый ребенок многие действия может делать самостоятельно, а значит, возможности исследования жизненного пространства гораздо шире, чем у младенца.

Родители активного малыша каждый день замечают что-то новое в его развитии.

Предлагаю вам с помощью несложных заданий сопоставить уровень развития познавательной сферы вашего ребенка.

Задания с кубиками.

Предложите ребенку 10 кубиков с гранью в 8 см. Покажите ему, как поставить один кубик на другой, чтобы сложить башню.

Дайте ему возможность построить башню самостоятельно, затем попросите ребенка построить поезд (4 кубика в ряд), мост (один кубик стоит на двух других) или лестницу (5 горизонтальных рядов кубиков, стоящих друг на друге, каждый следующий ряд на 1 кубик короче предыдущего, первый ряд из пяти кубиков).

Выясните максимальные способности ребенка. Если необходимо, покажите, как построить нужную модель.

Основные нормативы развития:

15 мес.строит башню из 2 кубиков,
держит 2 кубика в одной руке
18 мес.строит башню из 3-4 кубиков
2 годастроит башню из 8 кубиков,
строит после показа поезд без
трубы 
2,5 годастроит башню из 8 кубиков,
строит после показа поезд,
добавляет трубу
3 годастроит башню из 9 кубиков,
копирует с модели поезд,
строит после показа мост

Задания с соотнесением предметов.

Предложите ребенку по вашему выбору задания, для выполнения которых требуется учет размера предметов (выстраивает пирамиду, складывание разных по размеру чашечек, матрешек и прочих предметов один в другой и т.п.).

Покажите ребенку собранную модель, а затем попросите его сделать такую же (это сложнее). Постарайтесь воздержаться несколько минут от подсказки и наблюдать за самостоятельной работой ребенка и сопровождающей ее речью.

Основные нормативы развития:

1 годснимает кольца с пирамидки
15 месяцевпытается нанизывать кольца
пирамидки
18 месяцевсобирает пирамидку без учета размера колец
2 годавкладывает один объект в
другой; затрудняется, если
видит перед собой больше
2-х объектов
2,5 годахорошо вкладывает друг в
друга цилиндры и чашки,
работая, как правило, методом
проб и ошибок, может вложить
2 матрешки одна в другую
3 годалегко выполняет задания на
вкладывание, ориентируясь на размер, пытается строить вер-
тикальные модели, понимает
ошибки, при помощи взрослого может вложить 4 матрешки
одна в другую, собирает пира-
мидку с учетом размера колец

Задания с предметами быта.

Сделать вывод о том, как развивается ребенок, можно и без специальных знаний. Вспомните, какие действия выполняет ваш малыш и сравните их с приведенными ниже выводами.

Основные нормативы развития:

15 месяцев— подносит чашку ко рту,
хорошо сам пьет из чашки,
— может вынуть таблетку из
бутылочки,
— рисует каракули карандашом,
— проявляет интерес к книге
18 месяцев— снимает варежки, носки,
— листает книгу, переворачивая одновременно 2-3 страницы,
указывает на картинки,
— ест самостоятельно густую
пищу ложкой,
— если на глазах у ребенка
спрятать игрушку под одним
из 2 одинаковых предметов,
а затем поменять предметы
местами, он находит игрушку
на новом месте
2 года— запускает волчок,
— вставляет ключ в замочную
скважину, поворачивает ручку
двери,
— нажимает на кнопку звонка,
— кормит и баюкает куклу,
возит машинку,
— листает книгу (каждую
страницу отдельно),
— сам надевает носки, туфли,
штанишки,
— в игре воспроизводит ряд
логически связанных действий
2,5 года— подражает большому
количеству действий взрослых с предметами быта,
— в игре действует взаимосвя-
зано и последовательно (будит
куклу, одевает, кормит, ведет
на прогулку, и т.д.),
— самостоятельно одевается, но не умеет завязывать шнурки и
застегивать пуговицы
3 года— подражает большому коли-
честву действий взрослых с
предметами быта,
— в игре исполняет роль,
— одевается самостоятельно,
застегивает пуговицы, завязы-
вает шнурки при небольшой
помощи взрослых

Развитие внимания.

Ребенок старше года может сосредоточиться на каком-то занятии. Иногда кажется, что, увлекаясь, он ничего не видит и не слышит. После 2-х лет ребенок уже способен переключаться с одного действия на другое, а затем вернуться к прерванному занятию.

Задание с карточками.

Ребенку предлагают найти среди расположенных на столе карточек с изображением знакомых ему предметов (30-40) карточку с таким же изображением, какое ему показывают. Для этого ребенка сначала спрашивают, что изображено на картинке, затем просят найти такую же картинку. Если он правильно выполняет задание, то обе карточки убирают.

Основные нормативы развития:
в 3 года – находит 5-6 изображений из 10.

Оценка памяти.

1. Попросите ребенка выполнить несколько действий подряд: ставь на стул, обойти стол кругом, взять книгу, подойти с ней к двери, постучать рукой в дверь, открыть ее и вернуться на место.

Основные нормативы развития:

18 месяцеввыполняет 3-4 действия
2,5 годавыполняет 4-5 действий
3,5 годавыполняет 5-6 действий

2. Попросите ребенка сказать вам, с кем он живет дома, что он кушал на завтрак, во что любит играть, а также назвать свои имя и фамилию и повторить фразы:

— сегодня на улице много грязи и луж;
— его зовут Ваней, он учится в школе;
— Шура услышала свисток и увидела поезд;
— летом в лесу было много грибов и ягод.

А затем повторить:
4-7-1;    3-8-6;    2-5-9 и 3-4-1-7;    6-1-5-8;    7-2-9-6.

Основные нормативы развития:

2,5 годаназывает свои имя, фамилию, частично отвечает на вопросы
3 годахорошо отвечает на вопросы,
повторяет простую фразу из
6-7 слов и 3 цифры

Речевая сфера.

Речевое развитие ребенка определяется не только по тому, сколько слов он произносит. Слова, которыми пользуется ребенок и которые слышат взрослые, составляют его активный словарный запас. Однако есть немало слов, которые ребенок не использует в речи, хотя их значение ему понятно. Это так называемый пассивный словарный запас.

С помощью предлагаемых заданий определите, насколько речевое развитие вашего ребенка соответствует возрастной норме.

Называние объектов.

Покажите ребенку несколько простых объектов: бутылочку, куклу, ботинок, машину, мяч, чашку. Спросите его: «Что это?»

Основные нормативы развития:

18 месяцев – называет 1 объект;
2 года – называет 2-5 объектов;
2,5 года – называет все объекты.

Определение изображений по названию.

Покажите ребенку картинки, изображающие кошку, собаку, хлеб, петуха, платье, ложку, яблоко. Спросите: «Где кошка?» или «Покажи мне кошку, платье…»

Основные нормативы развития:

18 месяцев – указывает 1-2 картинки правильно;
2 года – указывает на 5 картинок. 

Называние изображений.

Покажите ребенку картинки, изображающие: кошку, собаку, хлеб, петуха, платье, ложку, яблоко, машину, чашку, стол, корабль, поезд, автобус, грузовик, троллейбус, самолет, стул, окно, дверь, шкаф, рубашку, шляпку, шорты, носки, ботинки, сливу, лимон, грушу, арбуз, сыр, мальчика, девочку, тетю, дядю, дедушку, бабушку, младенца, гуся, утку, корову, лошадь, плиту, чайник, кастрюлю, сковородку, кровать, нож, вилку, карандаш, тетрадь, газету, книгу.

Спросите, показывая на каждую картинку отдельно: «Что это?» или «Что тут нарисовано?»

Основные нормативы развития:

2 года – называет 3-4 картинки;
2,5 года – называет многие картинки из групп: животные, люди, посуда, одежда, мебель;
3 года – называет все, за исключением 1-2 картинок из групп: животные, люди, посуда, одежда, транспорт, мебель. 

Понимание простых инструкций.

Предложите ребенку выполнить несколько простых инструкций: «Дай маме мячик», «Положи его на стул», «Дай его мне», «Подними упавший кубик» и т.д.

Основные нормативы развития:

18 месяцев – выполняет 2 инструкции;
2 года – выполняет 4 инструкции;
2,5 года – выполняет больше 10 инструкций. 


Из серии «Психология детства: Практикум»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.