В дошкольном детстве завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык для ребенка становится родным.
Развивается звуковая сторона речи. Уже в младшем школьном возрасте дети начинают осознавать особенности своего произношения.
Развивается фонематический слух. Дети способны воспринимать на слух звуки речи, дифференцировать и обобщать их в словах. В процессе специального обучения дошкольники могут делать звуковой анализ слова.
Растет словарный запас. Здесь есть индивидуальные различия: у одних детей словарный запас больше, у других – меньше. Это зависит от условий жизни, от того, как и сколько с ними общаются родители. Поэтому, какую речь ребенок слышит в семье, такую он и усваивает.
Активный словарный запас у детей в среднем составляет: в 1,5 года — 100 слов, в 3 года – 1000, в 6 лет – 2500-3000 слов. Лексикон ребенка к 6-ти годам составляет примерно 14000 слов.
Дети в дошкольном возрасте начинают более правильно строить свою речь, используя при этом правила грамматики: изменение слов по падежам, лицам, числам, употребление всех времен глагола.
На протяжении дошкольного детства ребенок усваивает склонение и спряжение, учится строить сложные предложения.
Для речи дошкольников характерно словотворчество, которое выражается в способности детей создавать неологизмы. Но уже к старшему дошкольному возрасту (с 6 до 7 лет) словотворчество начинает угасать, т.к. ребенок уже хорошо усваивает грамматические формы речи.
Зная много слов, ребенок еще долго не осознает слова именно как слова, которые что-то обозначают. Если вы попросите дошкольника посчитать, сколько слов в предложении, он, как правило, назовет только существительные, не замечая глаголов других частей речи.
С понятием «слово» дети часто идентифицируют целое предложение, т.е. получается, что слово для них – это целая мысль.
Постепенно дети начинают выделять остальные части речи и члены предложения помимо существительных.
В 4-5 лет ребенок с помощью речи начинает планировать свои действия, сопровождать речью выполняемые действия. Такая речь называется эгоцентрической. Т.е. ребенок никому не адресует свои высказывания. Постепенно на протяжении дошкольного возраста эгоцентрическая речь превращается во внутреннюю речь.
Также в дошкольном возрасте начинает развиваться объяснительная речь. Данный вид речи требует определенных знаний о предметах, действиях с ними и умений изложить эти знания с помощью слов.
На протяжении дошкольного возраста развиваются навыки разговорной речи: дети учатся слушать и понимать речь взрослого, отвечать на его вопросы, высказываться в присутствии других детей, слушать друг друга.
У детей появляются предпосылки и условия формирования наиболее сложного вида речи – письменной. И начинается все не тогда, когда ребенок уже учится писать письменные буквы, а уже в 3-4 года.
Если вы попросите ребенка записать и запомнить какую-то фразу, то ребенок ее «запишет» на бумаге. Он начертит какие-то бессмысленные для нас каракули.
Но когда вы ставите ребенку задачу воспроизвести фразу, то он ее будто прочитает по своим каракулям. Т.е. для ребенка эти хаотичные каракули что-то значат.
В возрасте 5-6 лет начинается усвоение детьми грамоты – чтения и письма.