Ребенок от 1 года до 2-х лет

Когда мой сын был совсем маленький, я думала, что начнет ходить – мне будет легче. Сыну исполнился год, но легче не стало, наоборот, стало еще сложнее, потому что везде ему все надо, и везде надо быть все время с ним. И спать он стал меньше. Теперь за ним нужен был глаз да глаз.

Как я пережила этот сложный период. Делюсь своими небольшими секретами.

Период с года до 2-х лет психологи называют периодом «безобразничанья». И ничего с этим не поделать, этот период нужно просто  пережить. Как правило, ваши «нельзя» на ребенка не действуют, он все равно делает то, что ему нужно.

Я использовала некоторые секреты — вместо «нельзя» говорила:  «утюг – горячо», «чашка бьется», «плита – опасно», «кошка – погладь легонько» и т.п.

В этот период ребенок любит все рассыпать, вываливать из шкафа. Вместо очередных запретов, сделайте так, чтобы ребенок исследовал и наблюдал.

Я в шкафы на нижние полки сложила игрушки, книжки, его какую-то одежду. На кухне на нижние полки поставила кастрюли и миски, баночки с фасолью, крупными макаронами… В общем, с тем, что ребенку можно брать, разбрасывать, рассыпать.

Наказывать ребенка в этом возрасте бесполезно, оно не имеет смысла в воспитании. Для этого возраста самое оптимальное – это ваше твердое и жесткое слово.

Еще ребенок для себя открывает новое действие – швыряние и бросание предметов. Пока малыш это осваивает, целесообразно приобрести несколько мягких мячей, чтобы он упражнялся в метании.

Я своему сыну давала задания, например, перекидать мячи и мягкие игрушки на диван или в коробку, или метиться мячиками только в дверь.

Если ребенок хочет бросать свои машинки, объясните, почему не стоит этого делать. Если ребенок все равно настаивает, пусть попробует бросить свою машинку, и он убедится, что машинка может сломаться. Если ребенок хочет бросить тяжелую игрушку в окно или зеркало, а ваши объяснения не действуют, просто заберите эту игрушку и дайте мяч.

И не сдавайте позиций. Если запретили, то запрет должен действовать каждый день.

Открывать и закрывать шкафы и дверцы – это становится любимым занятием ребенка. Убедитесь, что в шкафу нет ничего опасного для ребенка. Если вам некуда убрать оттуда вещи, просто закройте эти дверцы от ребенка.

Я все поменяла местами: наши вещи убрала на высокие полки, а вещи сына сложила на нижние полки. Поэтому у нас не возникало ссор и истерик по поводу запертых шкафов, они были всегда в его доступности.

В этот период ребенок проявляет интерес к книгам, к бумаге. Ему нравится рвать листы, он может рвать все, что ему попадется под руку. Нужно учить ребенка бережно обращаться с книгами. Но это не значит, что малыш сразу прекратит безобразничать.

Поэтому лучше сделать проще – купить ребенку книги с толстыми картонными страницами. Иногда я давала порвать ненужный журнал, но при этом обязательно предварительно говорила: «Я этот журнал прочитала, теперь ты можешь его почитать». Или давала рвать обычные листы, при этом обязательно говорила: «Книги рвать нельзя, можно порвать вот этот листок».

В этом возрасте усиливается привязанность ребенка к маме. Ребенок хорошо понимает, что для него мама – это самый главный человек, который с ним все время. Мама все делает для него: кормит, поит, гуляет, укладывает спать, играет, читает…

Даже короткое расставание с мамой ребенок воспринимает как трагедию. Поэтому ребенок штурмует двери туалета или ванной, если мама туда ушла.

Это не проявление вредности или дурного характера у ребенка. Это нормальное явление. После 2,5 лет малыш уже не так сильно будет цепляться за вас. И еще такая тревога у ребенка связана с маминой тревогой. Обычно, мама тоже боится отпустить своего малыша.

Насколько сильно мама боится отпустить ребенка, настолько сильно ребенок боится отпустить маму. Поэтому важно учить ребенка отпускать вас ненадолго от себя.

В этот период (с года до 2-х лет) многие дети начинают говорить. Сначала этому предшествует период, когда ребенок на все предметы тычет пальцем и заставляет вас назвать этот предмет. Если вы не отвечаете, он будет злиться, кричать, пока вы, наконец, не назовете.

Как бы вас не замучил ребенок бесконечными называниями предметов, наберитесь терпения, это очень важно для появления активной речи у малыша. Для этого очень полезны книги, где есть много предметных картинок.

Я давала сыну такую книгу, сама располагалась рядом, например, с гладильной доской. Или на кухне сажала сына в его стульчик с книгой, а сама готовила еду или убиралась на кухне. Он листал страницы, разглядывал картинки и просил называть их.

Так я могла и какую-то домашнюю работу сделать, и в то же время ребенок был занят важным делом.

Еще в этот период нужно начинать приучать ребенка к ритуалам перед сном – должна быть определенная последовательность действий: купание в ванной или душ, чашка кефира (йогурта, фрукты, печенье), чистка зубов, переодевание в пижаму, книжка перед сном, укладывание в постель.

Ирина Базан

*****
P.S.  Буду рада, если вы поделитесь в комментариях своими секретами,
как вы пережили этот период «безобразничанья».
Заранее благодарю!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.