Методика Монтессори

Мария Монтессори – известный итальянский педагог-практик XX века. Она назвала свою систему «системой саморазвития ребенка в подготовительной среде».

Мария Монтессори считала, что если создать для ребенка специально подготовленную развивающую среду, он находит все необходимое для своего развития.

Свобода и самостоятельность позволяют ребенку познавать мир в своем собственном темпе, чувствовать себя независимым, сохранить устойчивый интерес к познавательной деятельности.

Основные принципы методики Монтессори:
— свобода и самостоятельность ребенка;
— игровая форма обучения;
— естественное развитие ребенка в специально созданной среде;
— стимулирование в ребенке самовоспитание, саморазвитие и самообучение.

Уже прошло 100 лет с тех пор, как весь мир узнал о системе Марии Монтессори. Во многих городах есть центры Монтессори. В некоторых есть детские сады и школы Монтессори.

Цель методики Монтессори – развитие природной самостоятельности ребенка, воспитание в ребенке стремления самому добиваться своих целей, а также развитие внимания, логического мышления, памяти, речи, воображения, моторики.

Важнейший элемент педагогики Монтессори – подготовленная среда. Без нее эта методика просто не может существовать.

Подготовленная среда должна окружать ребенка и быть максимально приближенной к домашней. Оборудование должно соответствовать росту и возрасту ребенка.

Весь материал должен находиться в свободном доступе, на уровне глаз ребенка. И что важно – каждый материал должен быть только в единственном экземпляре, чтобы дети могли между собой взаимодействовать.

В методике Марии Монтессори отсутствует программа.

Монтессори-педагог не участвует в воспитании и обучении ребенка. Он лишь иногда подходит, чтобы показать, что делать с тем или иным материалом. Считается, что невмешательство взрослого развивает в детях самостоятельность.

Сама Мария пишет: «Неверно, что Монтессори-учитель бездеятелен, когда обыкновенный учитель активен: вся деятельность обеспечивается активной подготовкой и руководством учителя, его последующая «бездеятельность» — знак успеха».

Пространственная среда разделена на зоны (или это отдельные небольшие комнаты или в одной большой комнате сделано несколько зон):

— практическая (здесь дети учатся сами одеваться, обуваться, убираться);
— учебная (здесь дети изучают географию, математику и другие предметы);
— двигательная (здесь дети развивают ловкость, внимание, концентрацию);
— сенсорная (здесь дети изучают формы, размеры и свойства предметов).

Некоторые факты:

В 1900 г. Мария Монтессори стала директором ортофренической школы в Риме, где впервые создала для детей с ограниченными способностями специальную развивающую среду.

В 1907 г. Мария Монтессори открыла «Дом ребенка» в Риме для здоровых детей.

В 1909 г. она организовала первый международный курс.

Первая книга Марии Монтессори – «Метод научной педагогики, примененный к воспитанию маленьких детей в Доме ребенка».

С 1910 г. Мария Монтессори организовывала курсы для педагогов разных стран.

В 1929 г. основана Международная Ассоциация Монтессори.

В 1913 г. начал работать первый детский сад по системе Монтессори в России.

В 1991 г. в Москве открылась первая Монтессори-школа.

Мое мнение о системе Марии Монтессори.

Эта методика направлена прежде всего на работу с детьми с ограниченными возможностями. Потому что Мария Монтессори работала с умственно отсталыми детьми.

Есть большой минус классической системы Монтессори – она не направлена на творческое развитие ребенка. Все эти дидактические материалы и упражнения направлены на развитие логики, аналитического мышления, моторной деятельности.

Поэтому я считаю, что эта методика подходит для самых маленьких детей, до 2-х-2,5 лет.

После 2,5 лет ребенку нужны другие занятия, более разносторонние, коллективные, детям нужно общаться. Методика Монтессори предполагает работу детей с материалом поодиночке, если возникают сложности, может помочь педагог. Контакты между детьми очень ограничены. 

Невозможно вырастить творческую личность в условиях такой, заранее продуманной среды, с использованием заранее продуманного материала. Только в группе, сопоставляя себя с другими, мы учимся, узнаем что-то новое.

Значение игры и общения для полноценного развития ребенка очень велико. Не зря игра названа ведущей деятельностью дошкольного возраста.

В группах Монтессори игру заменяет практическая деятельность с обучающими пособиями, деятельностью по самообслуживанию. Игрушек, как правило, в помещениях нет.

Система Монтессори не для замкнутых детей. Таким детям, наоборот, надо больше общаться с другими детьми, привыкать к коллективу, а не сидеть в стороне и делать шнуровку.

Также гиперактивному ребенку будет совсем непросто заниматься по этой системе.

Часто такие занятия нужны не столько самому ребенку, сколько маме, чтобы развеяться, «выйти в свет», немного отдохнуть от ребенка, удовлетворить потребность в общении, которого так не хватает, сидя в декрете. На занятиях можно познакомиться и подружиться с другими мамами, потом вместе гулять с детьми.

На самом деле, если ребенок что-то делает сам, повторяя за вами (например, застегивает пуговицы, завязывает шнурки, печет с вами печенье и пироги, помогает вам вытирать пыль и подметать пол и т.д.), можете считать, что он уже занимается по системе Монтессори.

Подводя итог, хочу сказать, что каждый ребенок индивидуален, и только вы знаете своего ребенка лучше всех. Поэтому выбирать нужно, исходя из потребностей и потенциала вашего малыша.

Ирина Базан

Дорогие мамочки!
У кого из вас дети ходят на занятия по Монтессори?
Поделитесь, пожалуйста, вашими впечатлениями от посещения этих групп.
Буду рада вашим комментариям!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.