Этому кризису предшествует стадия независимости. В возрасте от 2-х до 4-х лет ребенок во многих отношениях еще беспомощен. Однако по мере развития навыков ходьбы и манипуляций с предметами он обретает постепенно растущую физическую независимость.
Ощущая свое могущество, ребенок начинает восставать против ограничений и стремится к тому, чтобы обо всем составить собственное мнение.
Период от 2,5 до 3,5 лет иногда называют «стадией негативизма» или «первой взрослостью».
Л.С. Выготский описал «семизвездье симптомов», которое свидетельствует о наступлении кризиса 3-х лет:
1. Негативизм – стремление сделать что-то вопреки предложению взрослого, даже вразрез с собственным желанием; негативная реакция на предложение потому, что оно идет от взрослого.
Негативизм отличается от непослушания (когда ребенок не следует указаниям взрослого потому, что занят другим делом, более интересным в данный момент):
— негативизм адресован человеку, а непослушание – содержанию,
— при негативизме ребенок поступает наперекор своему желанию, при непослушании он следует своему желанию, которое идет вразрез с желанием взрослого.
Есть еще важный момент: негативизм избирателен, т.е. ребенок отказывается выполнять просьбы только определенных людей (только мамы или папы, только одного воспитателя в саду), с остальными он может быть послушным.
2. Упрямство – это такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-то не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал.
Это реакция не на предложение, а на свое собственное решение.
Упрямство также отличается от простого непослушания:
— мотивом: если ребенок продолжает настаивать на своем, когда он хочет продолжать делать свое, это будет непослушание; если ребенок противоречит только потому, что не хочет отступать от своего решения, это будет упрямство;
— отношением к себе: ребенок поступает наперекор другим потому, что он так сказал и это он не хочет менять своих решений.
3. Строптивость направлена в целом против норм воспитания, образа жизни, против тех правил, которые сложились до 3-х лет. При авторитарном воспитании строптивость является одной из главных черт кризиса 3-х лет.
4. Своеволие – проявление инициативы собственного действия, стремление все делать самому, даже если малыш не умеет.
В этом проявляется тенденция к самостоятельности.
5. Протест-бунт – ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими.
6. Обесценивание – обесцениваются старые привязанности ребенка к вещам, к людям, к правилам поведения.
Ребенок может ругаться, дразнить и обзывать родителей. В его речи появляются выражения, которые означают все плохое, отрицательное, негативное.
7. Деспотизм – ребенок пытается проявить власть над окружающими, он хочет стать «господином положения» (Л.С. Выготский), он заставляет делать родителей все, что он требует.
Деспотизм чаще всего проявляется в семье с единственным ребенком. Если в семье несколько детей, этот симптом можно назвать ревностью.
Проявление этих реакций можно рассматривать как зарождение потребности в признании, уважении. Одним из основных слов детского словаря в этом возрасте является слово «нет». Оно позволяет ребенку выразить свое несогласие, нежелание, дает ему возможность выразить свое право на самостоятельность.
Ребенок начинает сравнивать себя со взрослыми и хочет пользоваться теми же правами, что и взрослые: выполнять такие же действия, быть таким же независимым и самостоятельным.
Кризис 3-х лет – это прежде всего кризис социальных отношений, отделения от родителей, кризис связан со становлением самосознания ребенка. В этом проявляется потребность в реализации и утверждении собственного Я.
Этот кризис протекает остро, если взрослые не замечают или не хотят замечать у ребенка тенденцию к самостоятельности, когда они стремятся сохранить прежний тип взаимоотношений.
Если взрослые адекватно реагируют на изменения, происходящие в ребенке, если они заменяют авторитарный стиль взаимодействия с ребенком, гиперопеку на партнерское общение с ним, предоставляют ему самостоятельность в разумных пределах, кризис проходит легко и спокойно.
Именно взрослый должен в каждом отдельном случае найти выход из детского противостояния, ведущего к чувству глубокого переживания ребенком своего обособления от других.
Ведь настаивая на своем, ребенок не только реализует свою самостоятельность, но и впервые испытывает отторжение от других, которое провоцирует он сам, своей волей или плохим поведением.
Как вести себя родителям в период кризиса 3-х лет?
— Главное – выработать родителям правильную линию своего поведения, стать более гибкими, расширить права и обязанности ребенка.
— Не заостряйте внимания на негативных проявлениях кризиса, проявляйте терпение и понимание. Не придавайте большого значения упрямству и капризности.
— Когда ребенок злится, у него истерика, бесполезно объяснять, что так делать нехорошо, бесполезно кричать и ругаться на него, в данный момент ребенок ничего не «услышит». Поэтому лучше дайте время ребенку успокоиться.
Если ребенок закатил истерику в людном месте (дети любят играть на публику), возьмите ребенка за руку и уведите в спокойное безлюдное место. Только после того, как ребенок успокоится, поговорите с ним о его поведении спокойным тоном.
— Разговаривайте с ребенком, как на равных, не «сюсюкайте» с ним. Показывайте малышу, что его мнение важно и интересно для вас.
— Дайте возможность ребенку проявлять самостоятельность. Если ребенок хочет сам надеть носки или кофту, предоставьте ему такую возможность.
Бывает, что вы куда-то спешите, и конечно, в данном случае быстрее одеть ребенка самим. А он закатывает истерику, потому что хочет одеваться сам. Чтобы не портить настроение ни самим себе, ни ребенку, увеличьте время на сборы.
— Конфликты по разным поводам в данный возрастной период неизбежны. Поэтому не стоит требовать от ребенка всегда и во всем беспрекословного подчинения старшим (если вы не хотите вырастить безвольного, полностью зависимого от мнения окружающих, человека).
— Помните, что ребенок всегда проверяет ваш характер и находит в нем слабые места; он каждый раз проверяет, действительно ли то, что было нельзя утром, будет запрещено вечером, и если что-то запретила мама, то действительно ли это запретит папа.
Поэтому запретов не должно быть слишком много. Все запреты должны быть согласованы между всеми членами семьи.
— Помните, что тяжелее всего в период кризиса ребенку, а не вам. Ребенок часто испытывает негативные эмоции, он не знает, как справиться с обидой, злостью, страхом, если что-то не получается.
Никогда не говорите ребенку фразы: «хорошие мальчики никогда не плачут», «нельзя обижаться на маму» и т.п. Подобными фразами вы запрещаете ребенку переживать отрицательные эмоции. Ведь вы же сами иногда испытываете разные негативные эмоции и чувства, так почему их нельзя испытывать ребенку?
— Больше хвалите ребенка за его правильное поведение. Объясняйте ребенку ошибку и причину дурного настроения, ведь он еще не может называть свои чувства и эмоции, которые его переполняют. Чтобы снять состояние стресса у ребенка, предложите ему сделать что-то интересное вместе, это поможет малышу переключиться и вновь обрести душевное равновесие и спокойствие.
— Говорите ребенку, что вы его любите. Показывайте ему, что он вам дорог, даже такой заплаканный, капризный, упрямый.
Искусству ладить с ребенком необходимо учиться, здесь вам помогут фантазия, юмор и бесконечное терпение.
Относитесь к ребенку с сочувствием, пониманием и уважением, и кризис пройдет намного легче.
Ирина Базан
----------------------------