Сенсорное развитие младенца

Ребенок рождается, и родители даже не представляют, насколько малыш удивлен многообразию окружающего мира. Сколько ему предстоит узнать предметов, для чего именно каждый предмет предназначен, какого он цвета, вкуса и запаха. Что поможет ребенку в этом? Прежде всего, его собственные сенсорные ощущения: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, слуховые.

Как оценить успехи ребенка? Этот вопрос волнует многих родителей. Итак.

При изучении реакций на движущийся предмет перед глазами ребенка на расстоянии 30 см перемещают яркую игрушку размером 7 х 10 см в горизонтальном, вертикальном, круговых направлениях.

Для исследования способности следить за движением исчезающего предмета игрушку прячут за экраном шириной в 7 см, находящимся на расстоянии 50 см от глаз ребенка, и, не прекращая его передвижения, через некоторое время показывают его с другой стороны экрана. Реакция считается нормальной, если в момент появления игрушки из-за экрана взгляд ребенка направлен в ту точку, в которой она появляется.

Для изучения реакции предвосхищения перед ребенком на уровне его глаз на расстоянии 50 см помещают белый экран размером 35 х 35 см с двумя окошечками (7×7 см), расположенными на расстоянии 10 см друг от друга. В окошечках поочередно с интервалом в четыре-шесть секунд появляется яркая звучащая игрушка размером до 7 см. Реакция считается выполненной, если при нескольких пробах хотя бы один раз наблюдаются перемещения взгляда ребенка от окошка, где игрушка уже была, к окошку, где она должна появиться, и остановка взгляда на этом окошке.

Основные нормативы развития:

в 1 месяц — смотрит на маму, когда она с ним разговаривает, при этом открывает и закрывает рот, прослеживает горизонтальное движение объекта от середины поля зрения;

в 1,5 месяца — следит за двигающимся человеком, прослеживает движение предмета от периферии к центру поля зрения;

в 3 месяца — поворачивает голову на звук, который слышен на уровне уха, рассматривает руку, следит за разнообразными движениями игрушки;

в 4 месяца — прослеживает невидимое движение предмета, предвосхищает попеременное появление предмета в определенных частях пространства;

в 5 месяцев — улыбается отражению в зеркале;

в 6 месяцев — перестает рассматривать руку, рассматривает игрушки, проявляет интерес к новым ярким игрушкам, может иметь любимые игрушки, поворачивает голову на звук, который раздается ниже уха, имитирует слышимые звуки;

в 7 месяцев — поворачивает голову на звук, который слышен над ухом, приспосабливает позу, занимает удобную для наблюдения позицию;

в 8 месяцев — отличает незнакомых, находит наполовину спрятанный предмет, снимает наброшенный платок, рассматривает одновременно две игрушки, переводя взгляд с одной на другую, удивляется, если предмет исчезает за барьером;

в 10 месяцев — смотрит в угол за предметом, находит спрятанный на его глазах предмет, вынимает интересные вещи из кармана взрослого, если видел, как их туда опустили;

в 12 месяцев — поворачивается на собственное имя, определяет тон голоса, проявляет интерес к картинкам в книге.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *