По мнению психоаналитиков, рождение – первая травма, которую переживает ребенок. Процесс рождения – тяжелый, переломный момент в жизни ребенка.
Кризис новорожденности – промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Переход к новому типу функционирования обеспечивается только взрослым. Если бы рядом с новорожденным не было взрослого человека, то через несколько часов он бы погиб.
Причины кризиса новорожденности:
— физиологические (Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно другие условия: яркая освещенность, холод, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, смена питания);
— психологические (психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенку в первые часы его жизни).
Новорожденный ребенок абсолютно беспомощен. К моменту рождения у него нет ни одного заранее сформированного поведенческого акта. Все складывается при жизни.
Наблюдая новорожденного, можно видеть, что даже сосанию ребенок учится. Терморегуляция еще отсутствует. Ребенок может только принять внутриутробную позу (поджать ножки и прижать к себе ручки) и этим уменьшить площадь теплообмена.
Хотя у ребенка есть врожденные рефлексы (например, «велосипедные движения» и др.), но они не служат основой для формирования человеческих форм поведения.
Таким образом, новорожденность – это время, когда ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологически.
Это время адаптации ребенка к новым условиям жизни, формирования первых, необходимых для психического развития реакций (зрительного и слухового сосредоточения), удлинения периода бодрствования по сравнению с периодом сна, первых рефлексов.