Методика Монтессори

Мария Монтессори – известный итальянский педагог-практик XX века. Она назвала свою систему «системой саморазвития ребенка в подготовительной среде».

Мария Монтессори считала, что если создать для ребенка специально подготовленную развивающую среду, он находит все необходимое для своего развития.

Свобода и самостоятельность позволяют ребенку познавать мир в своем собственном темпе, чувствовать себя независимым, сохранить устойчивый интерес к познавательной деятельности.

Основные принципы методики Монтессори:
— свобода и самостоятельность ребенка;
— игровая форма обучения;
— естественное развитие ребенка в специально созданной среде;
— стимулирование в ребенке самовоспитание, саморазвитие и самообучение.

Уже прошло 100 лет с тех пор, как весь мир узнал о системе Марии Монтессори. Во многих городах есть центры Монтессори. В некоторых есть детские сады и школы Монтессори.

Цель методики Монтессори – развитие природной самостоятельности ребенка, воспитание в ребенке стремления самому добиваться своих целей, а также развитие внимания, логического мышления, памяти, речи, воображения, моторики.

Важнейший элемент педагогики Монтессори – подготовленная среда. Без нее эта методика просто не может существовать.

Подготовленная среда должна окружать ребенка и быть максимально приближенной к домашней. Оборудование должно соответствовать росту и возрасту ребенка.

Весь материал должен находиться в свободном доступе, на уровне глаз ребенка. И что важно – каждый материал должен быть только в единственном экземпляре, чтобы дети могли между собой взаимодействовать.

В методике Марии Монтессори отсутствует программа.

Монтессори-педагог не участвует в воспитании и обучении ребенка. Он лишь иногда подходит, чтобы показать, что делать с тем или иным материалом. Считается, что невмешательство взрослого развивает в детях самостоятельность.

Сама Мария пишет: «Неверно, что Монтессори-учитель бездеятелен, когда обыкновенный учитель активен: вся деятельность обеспечивается активной подготовкой и руководством учителя, его последующая «бездеятельность» — знак успеха».

Пространственная среда разделена на зоны (или это отдельные небольшие комнаты или в одной большой комнате сделано несколько зон):

— практическая (здесь дети учатся сами одеваться, обуваться, убираться);
— учебная (здесь дети изучают географию, математику и другие предметы);
— двигательная (здесь дети развивают ловкость, внимание, концентрацию);
— сенсорная (здесь дети изучают формы, размеры и свойства предметов).

Некоторые факты:

В 1900 г. Мария Монтессори стала директором ортофренической школы в Риме, где впервые создала для детей с ограниченными способностями специальную развивающую среду.

В 1907 г. Мария Монтессори открыла «Дом ребенка» в Риме для здоровых детей.

В 1909 г. она организовала первый международный курс.

Первая книга Марии Монтессори – «Метод научной педагогики, примененный к воспитанию маленьких детей в Доме ребенка».

С 1910 г. Мария Монтессори организовывала курсы для педагогов разных стран.

В 1929 г. основана Международная Ассоциация Монтессори.

В 1913 г. начал работать первый детский сад по системе Монтессори в России.

В 1991 г. в Москве открылась первая Монтессори-школа.

Мое мнение о системе Марии Монтессори.

Эта методика направлена прежде всего на работу с детьми с ограниченными возможностями. Потому что Мария Монтессори работала с умственно отсталыми детьми.

Есть большой минус классической системы Монтессори – она не направлена на творческое развитие ребенка. Все эти дидактические материалы и упражнения направлены на развитие логики, аналитического мышления, моторной деятельности.

Поэтому я считаю, что эта методика подходит для самых маленьких детей, до 2-х-2,5 лет.

После 2,5 лет ребенку нужны другие занятия, более разносторонние, коллективные, детям нужно общаться. Методика Монтессори предполагает работу детей с материалом поодиночке, если возникают сложности, может помочь педагог. Контакты между детьми очень ограничены. 

Невозможно вырастить творческую личность в условиях такой, заранее продуманной среды, с использованием заранее продуманного материала. Только в группе, сопоставляя себя с другими, мы учимся, узнаем что-то новое.

Значение игры и общения для полноценного развития ребенка очень велико. Не зря игра названа ведущей деятельностью дошкольного возраста.

В группах Монтессори игру заменяет практическая деятельность с обучающими пособиями, деятельностью по самообслуживанию. Игрушек, как правило, в помещениях нет.

Система Монтессори не для замкнутых детей. Таким детям, наоборот, надо больше общаться с другими детьми, привыкать к коллективу, а не сидеть в стороне и делать шнуровку.

Также гиперактивному ребенку будет совсем непросто заниматься по этой системе.

Часто такие занятия нужны не столько самому ребенку, сколько маме, чтобы развеяться, «выйти в свет», немного отдохнуть от ребенка, удовлетворить потребность в общении, которого так не хватает, сидя в декрете. На занятиях можно познакомиться и подружиться с другими мамами, потом вместе гулять с детьми.

На самом деле, если ребенок что-то делает сам, повторяя за вами (например, застегивает пуговицы, завязывает шнурки, печет с вами печенье и пироги, помогает вам вытирать пыль и подметать пол и т.д.), можете считать, что он уже занимается по системе Монтессори.

Подводя итог, хочу сказать, что каждый ребенок индивидуален, и только вы знаете своего ребенка лучше всех. Поэтому выбирать нужно, исходя из потребностей и потенциала вашего малыша.

Ирина Базан

Дорогие мамочки!
У кого из вас дети ходят на занятия по Монтессори?
Поделитесь, пожалуйста, вашими впечатлениями от посещения этих групп.
Буду рада вашим комментариям!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *