Ребенок наиболее беспомощен в момент своего рождения. У него нет ни одной сложившейся формы поведения.
К моменту рождения у ребенка нет ни одного сформированного поведенческого акта.
Всё складывается при жизни. Наблюдая за новорожденным, можно видеть, что даже сосанию ребенок учится. Терморегуляция еще отсутствует. Правда у ребенка есть врожденные рефлексы.
Врожденные рефлексы – это специфическая ответная реакция малыша на определенный внешний раздражитель. Они необходимы ребенку для выживания во внешнем мире и помогают приспособиться к жизни в окружающем его мире.
В период новорожденности у малыша развиты только безусловные рефлексы (которые заложены с рождения).
Постепенно некоторые из них исчезают к 3-4-м месяцам, уступая место условным. Условные рефлексы приобретаются в процессе дальнейшего развития и созревания мозга.
Рефлексы у здорового ребенка должны быть симметричны, т.е. наблюдаемый ответ должен быть одинаковым справа и слева.
Например, когда ребенок одинаково хорошо захватывает игрушку или пальцы взрослого обеими руками. Если он хорошо захватывает игрушку одной рукой, а другой этого не делает, то говорят об асимметрии рефлексов. Здесь требуется консультация врача педиатра.
Исследование рефлексов в основном используют для оценки состояния нервной системы.
Методика исследования наиболее известных рефлексов.
♦ Дыхательный рефлекс (сразу после рождения раскрываются легкие малыша, и он делает первый самостоятельный вдох).
♦ Сосательный рефлекс (если ребенку вложить в рот сосок, палец или соску, он начинает ритмично сосать).
♦ Глотательный рефлекс (на всю жизнь).
♦ Плавательный рефлекс — ребенок совершает движения, подобные плавательным, если положить его на живот. Рефлекс выражен до 3-4-х месяцев.
♦ Рефлекс задержки дыхания — при попадании воды на лицо малыш автоматически задерживает дыхание на 5-6 секунд. Этот рефлекс помогает младенцу благополучно преодолеть родовые пути. Угасает после 3-го месяца.
♦ Рефлекс отдергивания — этот рефлекс защищает ребенка от боли. Если ножку малыша уколоть (для анализа крови во время лабораторных исследовании), он отдернет ее, чтобы избежать боли, а другой в это время начнет толкаться, как бы отпихивая от себя обидчика.
♦ Защитный рефлекс — если новорожденного положить на живот, то происходит рефлекторный поворот головы в сторону. (Этот рефлекс выражен с первых часов жизни).
♦ Верхний хватательный рефлекс Янишевского — при прикосновении к внутренней поверхности ладони новорожденного рука его обхватывает предмет, который касается ладони. Рефлекс затухает к 3-4-м месяцам.
В дальнейшем на базе этого хватательного рефлекса формируется произвольное захватывание предметов.
Причины снижения хватательного рефлекса:
— асфиксия;
— поражение шейного отдела спинного мозга;
— парезы рук ( при поражении двигательных центров спинного и/или головного мозга).
Если этот рефлекс сохраняется после 4-5 месяцев, это свидетельствует о поражении нервной системы.
♦ Рефлекс подвешивания Робинсона — ребенок может, ухватившись руками за пальцы взрослого, висеть, удерживая вес своего тела!
♦ Нижний хватательный рефлекс (подошвенный, рефлекс Бабинского) – если надавить большим пальцем на подошву у основания 2 и 3-го пальцев стопы, ребенок сгибает пальцы ноги (прижимает пальцы к стопе).
У здоровых детей этот рефлекс сохраняется до 12-14 месяцев. Отсутствие этого рефлекса возникает при поражении спинного мозга на поясничном уровне.
♦ Рефлекс опоры и автоматическая походка новорожденных — если ребенка держать вертикально на весу, то он сгибает ноги во всех суставах.
Если его поставить на опору, ребенок выпрямляет туловище и стоит на полусогнутых ногах на полной стопе. Если новорожденного слегка наклонить вперед, то он делает шаговые движения (автоматическая походка новорожденных);
♦ Поисковый (искательный) рефлекс (Куссмауля) — при поглаживании в области угла рта ребенок опускает губы и поворачивает голову в сторону раздражителя.
Если надавить на середину верхней губы, ребенок открывает рот и разгибает голову. Этот рефлекс хорошо выражен за 30 мин. до кормления. Рефлекс наблюдается до 3-4 мес., затем угасает.
♦ Рефлекс Галанта — если провести пальцем вдоль позвоночника примерно на уровне лопаток, ребенок дугообразно выгибается всем телом, иногда разгибается и отводится нога. Рефлекс вызывается с 5-6-го дня жизни до 3-4 месяцев.
♦ Рефлекс ползания (Бауэра) — если новорожденного положить на живот, то он начинает совершать ползающие движения (спонтанное ползание), если при атом приставить ладонь к подошвам ребенка — движения усиливаются.
Рефлекс становится выраженным с 3-4-го дня жизни до 4 месяцев, затем он угасает.
♦ Хоботковый рефлекс — быстрый удар пальцем по губам вызывает вытягивание губ вперед. Этот рефлекс сохраняется до 2—3 мес.
♦ Ладонно-ротовой рефлекс (Бабкина) — при надавливании большим пальцем на область ладони новорожденного, ближе к возвышенности большого пальца, ребенок открывает рот и сгибает голову.
После 2-х мес. он угасает и к 3 мес. исчезает.
♦ Рефлекс Моро — симметричное разведение рук и сведение их — вызывается различными приемами (ударом по поверхности, на которой лежит ребенок, на расстоянии 15 см от его головки; приподниманием разогнутых ног и таза над постелью; внезапным пассивным разгибанием нижних конечностей).
Рефлекс выражен сразу после рождения, угасает после 4-5 месяцев.
Если рефлекс задерживается у ребенка надолго, это свидетельствует о поражении ЦНС.
♦ Пяточный рефлекс Аршавского — если надавить на пяточную кость, то ребенок начинает кричать (плакать). Отсутствие этого рефлекса или асимметрия могут указывать на поражение нервной системы.
♦ Рефлекс Переса – если ребенку лежащему на животе, провести пальцем по позвоночнику — от копчика к шее, слегка надавливая на остистые отростки позвонков, он сгибает руки и ноги, поднимает головку, выгибает спинку, иногда начинает кричать.
Рефлекс наблюдается до 3-4 мес. Если рефлекс сохраняется дольше, это является патологическим признаком.
Наличие безусловных рефлексов свидетельствуют о функциональной зрелости ЦНС новорожденного, однако на протяжении первого года жизни большинство из них угасает.
При этом существует тесная связь между созреванием мозга и исчезновением большинства из простейших рефлексов. Простейшие рефлексы постепенно уступают место более сложным рефлекторным реакциям и поведенческим комплексам.
Этап новорожденности — это время адаптации ребенка к новым условиям жизни, удлинения периода бодрствования по сравнению с периодом сна, формирования первых, необходимых для психического развития реакций — зрительного и слухового сосредоточения (т.е. умения сосредоточиться на звуковом или зрительном сигнале), первых сочетательных или условных рефлексов, например на положение при кормлении.