Развитие познавательных способностей – это важный вопрос развития ребенка. Ранний возраст является особенным в жизни ребенка. В это период закладываются основы психики человека.
Для развития познавательных способностей важна специально организованная развивающая среда с различными пособиями и игровыми материалами. Это может быть:
— детская кухня;
— настольные дидактические игры;
— пазлы и кубики;
— мозаика;
— шнуровка;
— настольный кукольный театр;
— деревянный или пластмассовый конструктор; и др.
Игра – это важнейший вид деятельности для развития познавательных способностей.
После года начинается процесс активного познания ребенком окружающего мира.
До 1,5 лет ребенок решает задачи методом проб и ошибок. От 1,5 до 2-х лет он еще начинает решать путем догадки. С 1,5 лет ребенок может прогнозировать направление движения предмета, преодолевать препятствия на пути к цели. После 1,5 лет ребенок начинает выбирать предметы по наиболее ярким и простым признакам.
Начиная с 2-х лет, восприятие ребенка меняется. Ребенок способен предвидеть динамические действия между предметами, например, с помощью одного предмета переместить другой. В 2,5 года ребенок может классифицировать предметы по существенным признакам: по цвету, форме, величине.
С 3-х лет ребенок различает геометрические фигуры и формы (квадрат, круг, треугольник и др.) и основные цвета (красный, зеленый, синий и др.).
К концу раннего возраста складывается мыслительная деятельность. Развитие мышления идет по 2-м направлениям: развитие интеллектуальных операций и формирование понятий.
В период раннего детства происходит постепенный переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению.
Наглядно-действенное мышление характеризуется тем, что ребенок осуществляет какие-то действия с предметами. Малыш познает и анализирует предметы руками: разбирает, разъединяет, снова собирает, связывает друг с другом. В этом возрасте дети часто ломают игрушки, потому что хотят посмотреть, что там внутри.
Наглядно-образное мышление характеризуется тем, что действия с предметами заменяются на действия с образами предметов. Ребенку теперь не обязательно брать в руки предмет, чтобы представить его, достаточно просто представить его.
Наглядно-образное мышление начинает формироваться к концу раннего возраста. И сопровождается оно достаточно развитым воображением ребенка.
Очень важно в раннем возрасте начинать развивать мелкую моторику рук. Для этого можно использовать пальчиковые игры, мозаику, шнуровку, конструкторы, игры с фасолью и горохом, игры с песком и камешками и др.
Дети учатся новому, подражая старшим. Поэтому многое должны показать и рассказать взрослые, например, как катать машинку за веревочку, как построить башню из кубиков, как сделать картинку из мозаики и др. Т.е. здесь важно не объяснение, а пример взрослых. Конечно, ребенок не мгновенно чему-то учится, нужно многократное повторение, но ему это нравится, потому что с каждым разом малыш чувствует себя еще увереннее.
С 2-х лет начинает меняться понимание речи, что дает возможность читать ребенку книги. Книги должны быть красочными, яркими и интересными. Слушая книгу, ребенок учится думать, размышлять над прочитанным, анализировать полученную информацию.
Ирина Базан
Использованная литература:
Р.С. Немов «Психология»
М. Хилько, М. Ткачева «Возрастная психология: конспект лекций»
__________________________________________
Читайте еще интересные статьи:
Предметная и игровая деятельность в раннем детстве
Раннее детство. Общая характеристика