Ребенку старше 4-х месяцев предлагают погремушку и оценивают быстроту и точность захвата, движения пальцев, продолжительность удержания.
Ребенку старше 8 месяцев предлагают сначала одну, потом другую погремушку. Оценивают возможность захвата второй и удержания двух. Вторую предлагают сначала со стороны свободной руки, а затем со стороны занятой.
Выясняют возможность пересечения взглядом и рукой средней линии при захвате второй игрушки.
У детей старше 10-ти месяцев изучают формирование обходных движений. Для этого, заинтересовав ребенка игрушкой, ее убирают за экран 20х20 см, расположенный справа или слева от ребенка.
Игрушку помещают от ближнего края экрана, привлекают к ней внимание ребенка, а затем прячут ее за экран, не прекращая потряхивать игрушку. Так повторяют несколько раз.
Реакция считается выполненной, если ребенок достает игрушку из-за экрана. Дети до 1 года чаще достают игрушку рукой, которая ближе к экрану, и только к году – той, что дальше.
Основные нормативы развития:
3 месяца | у ребенка исчезает хватательный рефлекс, он играет с вложенной в руку игрушкой или с подвешенными игрушками, он может проявить пристальное внимание к предметам, двигать руками при виде погремушек, помещенных в зону досягаемости |
4 месяца | произвольно захватывает предметы, производит неспецифические действия с ними |
6 месяцев | берет вторую игрушку, но бросает первую, следит взглядом за действиями, все тянет в рот, любит играть с бумагой и другими шуршащими предметами, удерживает бутылочку, пьет из чашки, если ее подносят к губам |
7 месяцев | перекладывает предмет из руки в руку, удерживает 2 игрушки, берет вторую игрушку, предъявленную со стороны свободной рукой, сам удерживает игрушку, наблюдая за перемещением других предметов |
8 месяцев | берет вторую игрушку, поданную со стороны занятой рукой, пытается достать предмет из-за экрана, но использует ближайшую к экрану руку |
10 месяцев | может взять маленький предмет (горошину), появляются первые предметные действия (катает мяч, звонит звонком, снимает кольцо с пирамиды) |
11 месяцев | складывает игрушки в корзину |
12 месяцев | достает предмет из-за экрана, проявляет интерес к книгам, пытается листать, царапает картинки, почти не тянет предметы в рот, зато часто бросает их на пол |
Из серии «Психология детства: Практикум»