Маленький ребенок не умеет говорить, но взрослые способны понять его «язык»: плач голодного или мокрого малыша, его призывы к общению, возмущение тем, что мама вышла из комнаты.
Голосовые проявления маленького ребенка называются вокализациями. С течением возраста вокализации изменяются.
Основные нормативы развития:
2-3 месяца | возникновение первых спонтанных вокализаций |
2-4 месяца | использование их в разговоре со взрослыми |
3-4 месяца | гуление, расширение репертуара случайно произносимых звуков: «А», «Э», «Ю», «Я», «М», «П», «Б», «Т», «Д», появление звукосочетаний: «а-о-у», «ю-а-а» |
4,5 месяца | сопровождение действий звуками, требование к себе внимания |
8 месяцев | лепет, звукосочетания типа «дай-дай-дай», «та-та-та» |
8-9 месяцев | псевдослова, выражающие отношение ребенка к происходящему |
10 месяцев | появление вокализаций в конце и начале действий, попытки выразить свои желания с помощью звуков |
12 месяцев | существование особых «слов-меток, понятных только матери и ребенку: «бах» — падение, «кахн» — бутылочка, «фа» — шапка, появление способности произвольно повторять отдельные слоги, произнести 2-3 слова, понять их предметную отнесенность |
Из серии «Психология детства: Практикум»