На протяжении первого года жизни ребенок достигает больших успехов, овладевая передвижением в пространстве и простейшими действиями с предметами.
Он научается держать головку, садиться, ползать, передвигаться на четвереньках принимать вертикальное положение и делать несколько шагов, начинает тянуться к предметам, хватать и удерживать их, наконец манипулировать ими (размахивать, бросать, постукивать о кроватку и т.д.).
Все эти движения и действия являются как бы ступеньками, ведущими к постепенному овладению свойственными человеку формами поведения.
Наряду с такими прогрессивными движениями и действиями при неблагоприятных условиях воспитания у ребенка могут складываться и закрепляться такие виды движения, которые тормозят развитие ребенка (сосание пальцев, рассматривание руки, поднесенной к лицу, ощупывание рук, раскачивание на четвереньках).
Эти движения отгораживают ребенка от внешнего мира.
Например, сосание пальцев вызывает полное и длительное торможение всех остальных реакций. Ребенок становится неподвижным, ни на что не смотрит, ни к чему не прислушивается. Отвлечь его от сосания бывает чрезвычайно трудно.
Прогрессивные виды движений и действий успешно формируются только при постоянном внимании к ребенку со стороны взрослых, организующих его поведение, и имеют большое значение для психического развития.
Также они служат показателями того уровня развития, которого достиг ребенок. Особенно важную роль играет овладение активным передвижением в пространстве (ползанием, а затем ходьбой), хватанием предметов и манипулированием ими.
Ползание — первый вид самостоятельного перемещения ребенка. Большинство детей начинают ползать в 6-8 месяцев. Ребенок тянется к игрушке то одной, то другой рукой и, пытаясь ее захватить, немного продвигается вперед.
Постепенно движения, ведущие к перемещению, закрепляются, превращаются в способ передвижения. Первоначально возникает ползание на животе, постепенно оно сменяется ползанием на четвереньках.
Перед тем, как начать ходить, ребенок в течение длительного времени учится подниматься, держась за какую-либо опору, переступать, ходить с опорой. В побуждении ребенка к ходьбе и выработке у него необходимых подготовительных движений решающую роль играет взрослый.
Ребенок, который начал ходить, не сразу перестает ползать. Есть моменты, когда ползать ему легче, и, чтобы приблизиться к отдаленному предмету, он опускается на четвереньки и ползет. Но поддерживаемый взрослыми новый вид передвижения активно развивается уже за порогом младенчества.
Важнейшая линия двигательного развития — формирование умений ребенка обращаться с предметами. Взрослый специально переключает внимание ребенка с себя на предмет, мотивирует активность ребенка и показывает конкретные способы действий с вещами.
Хватание. Захватывание (доставание) предмета — это первое произвольное целенаправленное действие грудного ребенка. Развитие хватания начинается на 3-4-м месяце жизни с обнаружения, ощупывания собственных ручек.
Формирование и совершенствование захвата происходит в совместной деятельности ребенка и взрослого.
Взрослый демонстрирует предмет, вызывая у ребенка сосредоточение; подносит предмет на такое расстояние, при котором ребенок начинает протягивать к нему руки; прикасается предметом; отдаляет его и снова приближает.
Функция захвата предмета совершенствуется постепенно. Ребенку трех месяцев нужно вложить игрушку в руку, и он потянет ее рот.
Вскоре ребенок начинает сам тянуться к висящей игрушке, хотя в течение некоторого времени он часто промахивается, а если и достает игрушку, то лишь задевает ее, а захватить не может.
Только в 4,5-5 месяцев дети обычно свободно достают, захватывают и удерживают висящую игрушку, а вскоре (к 6-ти месяцам) уже могут достать ее одной рукой.
Но это не значит, что ребенок полностью овладел хватанием. Оно еще очень несовершенно. Рука, протягиваемая к предмету, движется не по прямой линии, а петлеобразно, по дуге, часто отклоняясь в сторону от нужного направления.
Все предметы ребенок пытается хватать одинаково, прижимая пальцами к ладони.
После 6-месячного возраста происходит дальнейшее совершенствование хватания: во-первых, уточняется движение руки к предмету и, во-вторых, ребенок переходит к удерживанию предмета пальцами.
Схватывание и удерживание предмета пальцами формируется на 7-8-м месяце жизни и продолжает совершенствоваться до конца года.
Манипулирование. Как только ребенок оказывается в состоянии удержать в руке предмет, он начинает манипулировать им. Первые манипуляции очень просты.
Младенец схватывает предмет и, подержав некоторое время, выпускает, затем снова схватывает. Если перед ним находятся два предмета, он может схватить один из них, затем выпустить и схватить другой.
Этому предшествует перевод взгляда с одного предмета на другой. Держа предмет в руке, ребенок подносит его к глазам, смотрит на него, тащит в рот, размахивает им.
Отличительной особенностью первых манипуляций является то, что они направлены на предмет, который привлекает ребенка. Но вскоре манипуляции с предметом усложняются.
Дальнейшее развитие манипулирования состоит в том, что младенец начинает действовать не с одним, а одновременно с двумя предметами.
Простейший пример такого действия- постукивание одной погремушкой о другую. Направленность на результат при этом становится особенно явной: малыш упорно старается приблизить один предмет к другому, положить, поставить или нанизать один на другой, всунуть или вложить один в другой.
Появляется истинное подражание. Подражание важно для усложнения и обогащения средств коммуникации.
Набор характерных жестов, которым намеренно обучают ребенка: «поздоровайся, покивай головкой», «иди сюда», «попрощайся, помаши ручкой», «пожалей, обними», «поцелуй», «покажи глазки, ротик», «ладушки» и т.п.
К концу первого года жизни в манипуляциях ребенка с предметами появляется новая важная особенность. По внешнему виду действия в основном остаются такими же, как и раньше.
Это укладывание, вкладывание, нанизывание, открывание и т.п., только выполняются они более точно.
Если раньше ребенок производил действие одним способом и на данных ему для этого предметах, то теперь он пытается повторить знакомое действие на всех возможных предметах, иногда видоизменяя само действие в зависимости от особенностей этих предметов.
Итак, развитие манипулирования состоит в переходе от направленности на предмет к направленности на результат действия и в дальнейшем усложнении достигаемых результатов.
Вначале это перемещение или изменение, вызывающее проявление скрытого свойства (например, звучания) одного предмета, затем придание определенного взаимного положения двум предметам, наконец, получение знакомых изменений на новых предметах или получение изменений, не прямо, а косвенно связанных с действием.
Таким образом, в конце первого года жизни предметы окружающего мира перестают быть изолированными в восприятии ребенка, он все чаще сам или с помощью взрослого начинает устанавливать между ними различные отношения и связи.
Возникают действия с предметами согласно их социальной функции: пить из чашки, укрываться одеялом, копать совочком.
Малыш уже умеет обращаться с игрушками, которые заключают в себе специальное правило, способ употребления: собирает пирамидку и матрешку, катает мяч, складывает башню из двух-трех кубиков.
По материалам: Мухина «Возрастная психология» Л.Ц. Кагермазова «Возрастная психология»