Игра – ведущая деятельность у дошкольников

Игра — особый вид деятельности человека.

В игре дети воспроизводят действия взрослых. Фантазии ребенка во время игры – это отражение действительности, окружающей его жизни.

Игровая деятельность проходит длинный путь развития. Впервые ее элементы появляются в младенческом возрасте, а в дошкольном складываются высшие формы, в частности сюжетно-ролевая игра.

Кроме этого вида игры, дошкольник осваивает игры с правилами (дидактические и подвижные), которые способствуют интеллектуальному развитию ребенка, совершенствованию основных движений и двигательных качеств.

Великий педагог А.С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля или работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу».

Роль

Центральный компонент сюжетно-ролевой игры – роль. Выполнение роли ставит ребенка перед необходимостью действовать не так, как он хочет, а так, как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения.

Дошкольник встает на позицию другого человека, причем не одного, а разных. В пределах одного сюжета малыш «смотрит» на ситуацию глазами нескольких людей. Сегодня девочка выполняет роль мамы, а завтра — дочки. Она понимает, как важно, чтобы мама заботилась о своих детях, и как необходимо, чтобы дочка была послушной.

Таким образом, перед ребенком открываются не только правила поведения, но и их значение для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми. Осознается необходимость соблюдать правила, т.е. формируется сознательное подчинение им.

Сюжетно-ролевая игра позволяет малышу понять мотивы трудовой деятельности взрослых, раскрывает ее общественный смысл. Сначала в выборе роли главное место занимает ее внешняя привлекательность: фонендоскоп, погоны, указка, то в процессе игры раскрывается ее социальная польза. Ребенок понимает, что воспитатель воспитывает детей, врач их лечит.

У старших дошкольников количество выполняемых ролей расширяется примерно до 10, из которых 2-3 становятся любимыми.

Правила

Игра не является миром абсолютной свободы и произвольности. В ней действуют законы и правила. Они сходны с теми законами и правилами, которые есть в действительности. Любая ролевая игра — это игра с правилами.

Соблюдение правил и сознательное отношение к ним ребенка показывает, насколько глубоко он освоил отражаемую в игре сферу социальной действительности. Невыполнение правил приводит к распаду игры. Причем правила успешнее соблюдаются в коллективных играх, поскольку сверстники следят за тем, как партнеры по игре их выполняют.

Отношение ребенка к правилам изменяется на протяжении дошкольного возраста. Сначала малыш легко нарушает правила и не замечает, когда это делают другие, потому что не осознает смысл правил.

Затем он фиксирует нарушение правил товарищами и противится этому. Он объясняет необходимость следования правилам, опираясь на логику житейских связей: так не бывает. И только потом правила становятся осознанными, открытыми.

Ребенок сознательно выполняет правила, объясняя следование им необходимостью. Так он учится управлять своим поведением.

Предметы-заместители

В игре ребенок использует разнообразные игровые предметы: игрушки, атрибуты, предметы-заместители. О последней группе следует сказать особо. Замещение возникает в проблемной ситуации: что делать, когда кукла хочет есть, а ложки нет?

С помощью взрослого ребенок находит подходящий предмет — палочка будет вместо ложки. Истинное замещение возникает только в том случае, когда ребенок называет предмет-заместитель в соответствии с его новой функцией, т.е. наделяет сознательно новым значением.

Закономерен вопрос: где границы замещения? Все ли может быть всем в детской игре? Оказывается, что нет. Главное условие состоит в том, чтобы с предметом-заместителем можно было выполнять ту же функцию, что и с замещаемым. Поэтому ложкой может быть палочка, карандаш, даже градусник.

А вот мяч нельзя использовать вместо ложки, так как им не зачерпнуть пищу. Использование предметов-заместителей обогащает детскую игру, расширяет возможности моделирования действительности.

Чем старше ребенок, тем большую самостоятельность он проявляет в выборе и использовании предметов-заместителей. Чаще в качестве предметов-заместителей выступает предметно не оформленный материал, поскольку его функция не фиксирована: камешки, лоскутки, палочки, обрывки бумаги.

Сюжет

Сюжет — это сфера действительности, которую дети отражают в своих играх. Сюжеты достаточно многообразны.

Существует 3 группы игр: — игры с сюжетами на бытовые темы (игры в семью, парикмахерскую и т.д.); — игры с производственными сюжетами (строительные игры, игры в ферму и т.д.); — игры с общественно-политическими сюжетами (игры в войну).

Развитие сюжетов идет от бытовых игр к играм с производственными сюжетами и, наконец, к играм с сюжетами общественно-политическими. Это  связано с расширением кругозора ребенка и его жизненного опыта, с вхождением его во все более глубокое содержание жизни взрослых.

У младших школьников игры с бытовыми сюжетами очень однообразны (в основном это игры в семью). У старших дошкольников они становятся все более разнообразными (игры в буфет, парикмахерскую, больницу, детский сад и т. д.).

Игра возникает и развивается не самопроизвольно. Для ее возникновения и развития необходимы 3 условия:

— наличие разнообразных впечатлений от окружающей действительности;
— наличие различных игрушек и воспитательных пособий;
— частое общение ребенка со взрослыми.

Младшие дошкольники быстро и легко переходят от одного сюжета к другому (продолжительность игры в среднем длится 10-15 минут). У средних и старших один и тот же сюжет разыгрывается более продолжительное время (продолжительность игры в среднем длится от 40 минут до нескольких дней).

Дошкольники начинают вводить в свои игры сюжеты из любимых сказок и кинофильмов. Особенно ярко эта особенность становится заметна с 4 лет. В играх переплетаются реальные и сказочные сюжеты.

К бытовым сюжетам присоединяются профессиональные, а затем и социальные. Богатство и разнообразие сюжетов тесно связано с богатством детского воображения. В то же время создание сюжетов игр стимулирует развитие детской фантазии, творческой деятельности.

Постепенно ребенок начинает объединять игры с разными сюжетами, например, мастерская игрушек, магазин и детский сад. Игровая деятельность все больше становится воображаемой. Теперь уже не предмет лежит в основе сюжета, а именно в соответствии с сюжетом подбираются предметы, необходимые для организации игры.

Отношения между детьми в игре

В сюжетно-ролевой игре между детьми складываются ролевые и реальные отношения. Распределение ролей — важный момент в возникновении игры.

Нередко ребенок-лидер навязывает товарищам неинтересные роли, а сам берет на себя самую привлекательную, не считаясь с желаниями других. Если детям не удается договориться о распределении ролей, то игра распадается или кто-то из ребят выходит из нее.

Чем старше ребенок, тем более выражено его стремление к совместной игре со сверстниками. Поэтому он готов сдерживать свои личные желания и подчиниться требованиям других детей.

Особое место в структуре сюжетно-ролевой игры занимают и реальные отношения. Чем старше становится ребенок, тем больше реальные отношения с другими детьми  уступают место игровым отношениям. В результате игровые отношения полностью подчиняют себе реальные отношения детей.

Почему столь велико значение игры в психическом развитии дошкольника, в формировании его личности?

Дело в том, что сюжетно-ролевая игра отвечает основному мотиву ребенка этого возраста — его стремлению войти в мир взрослого человека. В играх у детей наблюдаются такие отношения, которые вне игры им не доступны.

Так, в игре дети часто становятся в отношения соподчинения и взаимной помощи. В реальной жизни подобные взаимоотношения еще не доступны детям даже старшего дошкольного возраста. Так ли это? Проверьте. У вас есть такая возможность.

Считается, что дети в своих играх вступают в более сложные взаимоотношения, чем это имеет место в их реальной коллективной жизни. Это оказывает на них большое воспитательное воздействие.

По материалам: 
О.А. Шаграева «Детская психология» 
Г.А. Урунтаева «Дошкольная психология»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *