Дети целыми днями чем-то заняты: то рисуют, то лепят, то клеят, то собирают конструктор, то тихо играют в игрушки, а иногда у них разворачиваются целые баталии.
А как приятно и интересно смотреть на занятого ребенка!
Конечно, не всегда он занят играми или мастерилками. Рано или поздно ему все надоедает, он слоняется по квартире и ноет: «Мам, мне скучно!».
В вашей голове сразу роятся назойливые и нравоучительные мысли: «Какая же я никчемная, не развлекаю своего деточку, не уделяю внимание! Что я за мать?».
Или, наоборот, вы накидываетесь на ребенка с обвинениями: «Ну как тебе может быть скучно? У тебя столько всего интересного, шкафы ломятся! У меня в детстве и половины не было того, что есть у тебя».
Не надо обвинять ребенка. Скука – это нормально. Значит, в этот момент происходит перезарядка воображения и фантазии.
Ребенок должен иногда поскучать, побездельничать. Вам же тоже иногда ничего не хочется делать.
Известный датский педагог и психолог Еспер Юль советует:
«Если ребенку скучно, дайте ему поскучать. И при этом не нужно испытывать никаких угрызений совести. Сначала ребенок будет чувствовать непривычные и даже неприятные ощущения. Но они заставят его попытаться найти баланс между потреблением внешних стимулов и собственным творческим началом».
Т.е. ребенок должен понять, что никаких развлечений ему не будет. И он сам найдет, чем заняться.
Он будет играть в то, что ему не хватает.
Ребенок, оставленный в покое, развивается сам.
Вот он накинул папин махровый халат, громко рычит и бегает по комнатам. Он медведь. С помощью этой игры он пытается справиться со своим страхом, как бы надевая на себя шкуру медведя.
Ребенок взял поварешку и дубасит по кастрюле. А потом для пущего эффекта стучит крышками от кастрюль. Конечно, это ужасно раздражает. И не только вас. О соседях тоже не стоит забывать.
Но не спешите ругаться! Ребенок представляет себя в оркестре великим барабанщиком. Вам помогут затычки в уши. Ну или предложите ему другие музыкальные инструменты, не такие громкие. Например, кастаньеты, маракасы, бубен, ложки, металлофон.
Ваш ребенок весь перемазался краской, пока рисовал. Да и рисованием это не назовешь – одни каляки-маляки. Только перевод краски!
Вы не правы. Каляки-маляки очень полезно рисовать ребенку. Он изучает свойство красок: как они размазываются по листу, как смешиваются друг с другом. Это страшно интересно!
Не предлагайте ребенку свои шаблоны – солнышко желтое, травка зеленая, речка голубая… Он вас не особо будет слушать, потому что на данном этапе ему важно не то, как нарисовать что-то, а эксперимент.
Если вы беспокоитесь, что ваш малыш будет как поросенок – пусть рисует вечером перед купанием.
Вот ваш ребенок достал свои пистолеты, соорудил из диванных подушек холм, сидит там и наблюдает в бинокль. И вдруг оттуда с криком «Ура!» бежит в другую комнату, отстреливаясь. И с такой яростью еще приговаривает: «Вот тебе! И тебе на!»
Вы в ужасе, откуда это в ребенке?
У детей есть и агрессивные желания. Особенно если вы 5 раз сказали ему за обедом: «Ешь, не вертись», 3 раза сказали во время рисования: «Сиди прямо, держи спину ровно».
Да, некоторые игры ребенка очень раздражают.
Но стоит ли вмешиваться в игру?
Например, мой старший сын играет всегда шумно. А если к нему присоединяется еще и младший – то тут и крики, и визги, и хохот, и топот…
Я уже привыкла. Я стараюсь просто абстрагироваться от шума в этот момент. Нахожу себе занятие и радуюсь, что дети заняты игрой и меня не беспокоят.
Дети не должны все время сидеть со сложенными ручками на коленях. Они должны реализовывать в играх свои желания.
Давайте ребенку свободное время для игры.
Не испытывайте угрызения совести, что вы его не развлекаете чем-то полезным.
Он сидит на разорванной подушке и рисует фломастером на покрывале – значит он полноценно развивается!
Ирина Базан
А как играют ваши дети?
Источник