Каждый родитель сталкивается с несовпадением идеального образа ребенка, который у них сложился, с реальным.
И это приносит много трудностей.
А особенно ярко эти несовпадения проявляются во время воспитания ребенка.
Итак, разберем 3 составляющих идеального образа ребенка.
1. Часто родителям навязывают свое мнение и опыт не только близкие люди, но и совершенно посторонние.
«Ваш ребенок совершенно невоспитанный! Что вы за родители такие? Надо почаще наказывать своего ребенка, а то он совсем избалованным стал».
«Почему ты не приучаешь ребенка к горшку? Ему уже 1,5 года! В наше время такого безобразия не было! Начинай все делать по правилам…».
«Я советую тебе отдать ребенка в сад. Пусть приучается обходиться без тебя. Сначала приводишь на час…».
И т.д.
И почему-то родители опираются на чужие мнения, на чужие правила вместо того, чтобы послушать свою интуицию. А интуицию мешает услышать стыд и вина.
Кажется, что если вы будете делать, как вам советуют, вы исправитесь в глазах других людей. Вас похвалят, скажут, какой вы хороший родитель.
Чувствуете, про что это?
Может вас в детстве тоже не дохвалили ваши родители? Они может, также как и вы сейчас, слушали чужие советы и пытались угодить другим, а не себе?
Но, как ни странно, вы не исправитесь в глазах других людей никогда! Невозможно угодить всем.
Всегда найдется кто-то, кто будет недоволен вашим ребенком, вашей системой воспитания, вашими семейными правилами.
Поэтому подумайте, так ли важно вам оглядываться на кого-то, кто в вашей семье не живет? Может лучше оглянуться на своего ребенка? Что вам подсказывает ваша интуиция: как надо взаимодействовать с вашим ребенком?
2. Некоторые родители пытаются вырастить из ребенка лучшую версию себя.
Мама хочет сделать из дочери известную балерину, потому что ей не удалось поступить в балетную школу.
Папа хочет сделать из сына высокопрофессионального врача, потому что у него не получилось поступить в медицинский институт.
Таких примеров можно приводить бесконечно много…
И родители слепо верят в невероятные таланты и способности своего ребенка, которых нет на самом деле.
Но правде в глаза больно смотреть, поэтому всегда виноваты педагоги, которые не увидели, не оценили этот талант.
Почему так происходит – это очень глубокий и серьезный вопрос. Таким родителям надо прорабатывать свои психологические травмы, свои отношения с собственными родителями, свои пути развития.
3. Представления родителей о том, какими качествами должен обладать человек.
И с помощью этих представлений вы направляете ребенка, вы помогаете в нем развить очень важные качества (храбрость, доброта, щедрость и др.), а другие, наоборот, погасить (жадность, трусость, подхалимство и др.).
Но ребенок все равно учится на ваших примерах. Бесполезно объяснять, что надо быть добрым и при этом делать кому-то плохо, так ведь?
Поэтому в этом плане ребенок помогает вам самим расти, меняться, относиться к себе с уважением и пониманием.
Ирина Базан, педагог-психолог, консультант, тренер
В моей группе Вконтакте мы говорим по душам о неидеальном материнстве, а также обсуждаем вопросы воспитания ребенка. Присоединяйтесь!