Наши комплексы существуют только благодаря прошлому негативному опыту и страху перед будущим. Реально существующие настоящие проблемы и комплексы – не одно и то же. Мы отождествляем их, считая комплексы серьезными препятствиями, стоящими на пути наших желаний.
Например, страх потерпеть неудачу. Вспомните, сколько раз, берясь за новое дело, вы говорили себе: «Ничего у меня не получится» или «Мне всегда не везет». Подумайте, имеют ли эти фразы какое-то отношение к настоящему, если первая фраза относится к будущему, а вторая – к прошлому?
Вот и получается, что мы сами себя еще больше запутываем. Почему же тогда мы так держимся за наши комплексы? Потому что они гарантируют нам оправдание в случае неудачи: «Я же говорил, что мне всегда не везет» и дают повод ничего не предпринимать.
Часто собственные комплексы мы путаем со своей уникальностью, тем временем как комплекс и индивидуальное своеобразие являются полной противоположностью.
Поведение, обусловленное нашими комплексами, называется «защитным», «саморазрушительным».
У защитного поведения есть 4 симптома:
1) стереотипность
Самое распространенное заблуждение в том, что некоторые люди считают, что их проблемы самые уникальные. Это типичное представление и типизирует поведение.
2) предсказуемость
Чаще всего предсказуемость поведения проявляется в феномене «сценарий жизненного пути». Сценарий – это жестко закрепленная последовательность поступков, своеобразная жизненная программа, предписывающая вести себя так, как было намечено заранее.
3) ригидность
Защитное поведение свое наиболее яркое проявление получает в масках или поведенческих штампах. Человек прячется от угрожающих обстоятельств за маской, слепо следует своему сценарию и упускает свой шанс изменить обстоятельства в свою пользу. Такое поведение и называют ригидным, т.е. жестко закрепленным, негибким.
4) противоречивость
Защитное поведение противоречиво по своей сути. Несмотря на то, что защитное поведение является причиной повторяющихся неудач, мы, будучи во власти комплексов, отказываемся видеть необходимость изменений.
Также закомплексованный человек теряет свою индивидуальность и продолжает настаивать на том, что именно комплекс составляет сущность его натуры: «Вот такой у меня упрямый характер».
Истинные причины защитного поведения практически не осознаются. Комплексы прорываются именно в тот момент, когда их появление наименее желательно.
Поведение, управляемое комплексами, теряет целесообразность и уводит нас в сторону от желаемого результата. Например, застенчивый человек мечтает о новых друзьях.
Однако в ситуации знакомства он, пытаясь скрыть неловкость, ведет себя так вызывающе, что хочется побыстрее с ним распрощаться. Значит ли это, что его неудачи в дружбе – это результат рокового стечения обстоятельств? Или, может быть, виной тому недоброжелательность окружающих? Ни то и ни другое.
Неудач следовало ожидать, т.к. поведение этого молодого человека было продиктовано не сознательным желанием понравиться другим, а бессознательным стремлением скрыть страх отвержения: «Я не могу понравиться другим, потому что я недостоин их внимания».
Неосознаваемые комплексы видны всем, поскольку всегда дают о себе знать в самый неподходящий момент. Именно страх, что наши доброжелатели воспользуются нашей слабостью, делает нас уязвимыми. Поэтому комплексы никак нельзя назвать страховкой.
По книге Алены Либиной «Энциклопедия житейской психологии»