Все дети рождаются разными. Наличие в одной семье нескольких детей также делает их похожими друг на друга только по внешним признакам, но натура каждого ребенка будет неповторима.
Неповторимость каждого ребенка зависит от фундаментальных свойств нервной системы: возбуждения и торможения.
И.П. Павлов выявил 3 основных свойства нервных процессов:
— сила (это выносливость нервных клеток, она проявляется в работоспособности ребенка и его утомляемости);
— уравновешенность (это сила процессов возбуждения и торможения, она проявляется в способности доводить начатое дело до конца, в подверженности к нервным срывам);
— подвижность (это способность процессов возбуждения и торможения быстро сменять друг друга, она проявляется в переключении с одного вида деятельности на другой, в особенностях адаптации к новым условиям).
Эти свойства в разных сочетаниях друг с другом составляют 4 типа высшей нервной деятельности ребенка, которые лежат в основе 4-х типов темпераментов.
Темперамент – это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его психических процессов и поведения. Это нервная структура человека, заложенная при рождении.
Чем темперамент отличается от характера?
Характер – это сочетание устойчивых психических особенностей человека, определяющих его поведение в жизненных обстоятельствах и в первую очередь – при взаимодействии с окружающими людьми. На характер влияют социальные условия, в которых формируется личность человека.
Характер определяется и формируется в течение всей жизни человека под влиянием внешних факторов (воспитание, социальные условия жизни, окружающие люди, национальность и др). Черты характера поддаются изменению – сам человек при желании может их корректировать.
Темперамент дан человеку с рождения, его изменить нельзя, а можно только научиться сдерживать его негативные проявления. Темперамент влияет на развитие черт характера.
Итак, выделяют 4 типа темперамента:
Холерик.
Это один из самых ярких темпераментов ребенка, приносящий родителям много хлопот.
Такой ребенок настойчивый, решительный, самостоятельный, вспыльчивый. Он быстро принимает решения, поэтому часто необдуманно. И свое решение может поменять в последнюю минуту. Подвижный, непоседливый, громкий, крикливый, импульсивный. Он не знает чувства страха.
Движения ребенка-холерика резкие и порывистые. Речь обычно быстрая, слова иногда проглатываются, но все же очень эмоциональная и выразительная.
Часто конфликтует со сверстниками. Ребенок-холерик заводится с пол-оборота. Причиной может быть любая ситуация. Поэтому его часто называют задирой. Он любит командовать.
Энергия такого ребенка кажется неиссякаемой. Окружающим кажется, что в ребенке находится вечный двигатель.
Ребенок-холерик не умеет доводить начатое дело до конца. Он быстро загорается какой-нибудь идеей, но этот энтузиазм длится недолго – на середине ребенок останавливается, т.к. интерес его угасает. Но в бездействии холерик не может долго находится, поэтому он снова вспыхивает новой идеей и так может продолжаться до бесконечности.
Ожидание для такого ребенка – это невероятная мука. Ему всегда хочется все и сразу.
Родителям:
Если такого ребенка слишком жестко контролировать, ограничивать его активность, то можно потерять с ним контакт. Поэтому его бурную энергию следует направлять в нужное русло.
Учите ребенка концентрации внимания. В этом помогут такие настольные игры, как: мозаика, раскраски по номерам и по точкам, различные конструкторы, ребусы и лабиринты.
Сангвиник.
Подвижный, жизнерадостный, общительный, любознательный. Умеет контролировать свои эмоции. Добрый, миролюбивый, веселый. Если теряет к какому-то делу интерес, то не доводит начатое до конца. Это в школе сказывается на неуспеваемости.
Движения ребенка-сангвиника точные и уверенные. Речь живая, выразительная, сопровождаемая мимикой и жестами.
Ребенок-сангвиник легко идет на компромисс.
С окружающими всегда легко находит общий язык. Быстро адаптируется к новым условиям.
Родителям:
Т.к. ребенок-сангвиник не любит доводить начатое дело до конца, то его следует учить настойчивости и терпению. Поэтому для такого ребенка очень полезно собирать различные коллекции (камни, фантики, маленькие игрушки и др.), и чтобы ребенок следил за ее сохранностью.
За весельем и жизнерадостностью сангвиника могут скрываться внутренние переживания. Поэтому родителям нужно быть чуткими. Нужно анализировать чужие поступки и ситуации из своего детства.
Флегматик.
Спокойный, медлительный, молчаливый, послушный, усидчивый.
Рядом с ним кажется, что время остановилось. Он делает все неторопливо, и не понимает, куда все торопятся. Не любит спешки.
Речь ребенка-флегматика неторопливая и невыразительная, без лишних эмоций и невербальных средств общения (мимики и жестов).
Играет спокойно, любит порядок. Он может часами во что-то играть, чем-то заниматься. Не умеет сам принимать решения, с удовольствием оставляет это право за другими. Но если ребенок-флегматик принял какое-то решение, то менять его не любит, и отстаивая его, проявляет максимум упрямства.
Привязан к привычному распорядку дня и не любит, когда что-то нарушает его. Поэтому он очень медленно адаптируется к новым условиям.
Родителям:
Такого ребенка не стоит все время подгонять, тем более каждый раз устраивать скандал из-за его медлительности. Т.к. это просто бесполезно, и из-за того, что вы поругаете ребенка, он не изменится. Нельзя называть его лентяем. Выделяйте ребенку на сборы больше времени.
Чтобы хоть немного растормошить ребенка-флегматика, полезно будет время от времени играть всей семьей в активные игры: бадминтон, салки, снежки, прятки, изобрази животное, горячая картошка и т.д.
Флегматик кажется малоэмоциональным, но чувства его очень глубокие и постоянные.
Меланхолик.
Чувствительный, обидчивый, неуверенный в себе. Любит уединяться. Не умеет самостоятельно принимать решения. Добрый, доверчивый, мягкий. Много мечтает и размышляет. Внутренний мир богат.
Движения робкие, неуверенные, часто суетливые. Речь тихая, но интонационно выразительная.
Ребенок-меланхолик всего боится, особенно нового и незнакомого. Он очень застенчивый и робкий. Нерешительность – одна из черт его характера. Такой ребенок не верит в свои силы. Любую неудачу воспринимает как трагедию.
У ребенка хорошо развито воображение. Внутренний мир очень богат.
Ребенок-меланхолик сложно адаптируется к новым условиям. Но в привычной обстановке он способен достичь невероятных успехов.
Родителям:
Нельзя такого ребенка упрекать в лени и пассивности, этим можно только усугубить его неуверенность в себе и развить в нем комплекс неполноценности.
Т.к. у ребенка большой творческий потенциал, нужно его использовать: вместе рисовать, делать различные поделки, вместе устраивать кукольные спектакли и т.д.
Родителям нужно быть чуткими к внутреннему миру ребенка, т.к. за замкнутостью трудно заметить его переживания. Поэтому следует много беседовать с ребенком о его чувствах, переживаниях, обсуждать волнующие его ситуации.
Обязательно делитесь различными радостями и горестями из своего детства. В любой неприятной ситуации ищите положительные стороны.
Вывод.
Вот самые яркие характеристики всех 4-х типов темперамента. Редко можно встретить ребенка, имеющего какой-то определенный тип темперамента, т.к. «чистых» темпераментов в природе нет. Но у каждого ребенка какой-то один тип темперамента преобладает.
Если тип темперамента у вас и вашего ребенка совпадают, это хорошо. Если ваши темпераменты разные, то возможны частые ссоры, непонимание и конфликты в семье.
Не нужно подавлять темперамент ребенка, нужно суметь под него подстроиться.
Ирина Базан
Если вы не знаете, к какому типу темпераменту вы относитесь,
можете пройти тест.