Двигательные навыки ребенка продолжают развиваться. Он может более сложные, чем раньше, действия. Оцените, чему еще он научился за последнее время.
Развитие крупной моторики.
Основные нормативы развития:
3 года | — может несколько секунд про- стоять на одной ноге, — поднимаясь вверх по лестнице, ставит по одной ноге на каждую ступеньку — спускаясь по лестнице, ставит на ступеньку обе ноги, — прыгает на двух ногах, — перешагивает препятствия неприставным чередующимся шагом, высота до 30 см, — может ездить на 3-хколесном велосипеде |
4 года | — бросает мяч двумя руками, от- талкивает, ловит его, не при- жимая к груди, — прыгает с высоты и в длину на 15-20 см, подскакивает на месте с отрывом ног от пола, — спускаясь по лестнице, ставит по одной ноге на каждую сту- пеньку, — заводит ключом механическую игрушку, — умеет правильно держать карандаш и проводить гори- зонтальные и вертикальные линии |
5 лет | — умеет ходить и бегать по кругу, на носочках, взявшись за руки, — может скользить на двух ногах по гладкой поверхности, — ударяет мяч о землю, подбра- сывает и ловит его, — четко координирует движения пальцев при конструировании |
6 лет | — увлеченно прыгает с разбега в высоту и длину, — размахивается при метании предмета, — ловит мяч одной рукой, — может ходить боком по ска- мейке, — умеет прыгать на месте, че- редуя ноги |
Развитие мелкой моторики.
Дайте ребенку карандаш и бумагу и предложите ему повторить по показу рисунок вертикальной, горизонтальной линии, круга, креста, квадрата, треугольника, учитывая его возможности.
Если ребенок проявляет определенные способности, попросите его скопировать изображение с образца (в этом случае ребенок не должен видеть, как они были нарисованы).
Основные нормативы развития:
3 года | — может срисовать окружность, 2 пересекающиеся линии, — рисует человека («головонога») без туловища |
4 года | — срисовывает крест, — может сравнить 2 линии по длине, — рисует человека: туловище, голову, руки и ноги |
4,5 года | срисовывает квадрат |
5 лет | — срисовывает треугольник, — рисует человека — хорошо и свободно рисует горизонтальные и вертикаль- ные линии |
Из серии «Психология детства: Практикум»