Познавательная сфера дошкольника развивается в игре. Играя, ребенок учится сосредоточиваться, ставить перед собой цель, запоминать условия игры. Это возможно благодаря развитию произвольного внимания и памяти.
Игровая ситуация влияет на активное развитие умственной деятельности ребенка. Ребенку уже не требуются реальные предметы, чтобы обыграть реальную ситуацию. Он пользуется предметами-заместителями.
Кроме того, он способен соотносить предметы по разным параметрам. Все это свидетельствует о том, что ребенок оперирует представлениями.
Развитие воображения в этот период также тесно связано с игрой. Рисование, лепка, конструирование и другие виды творческой деятельности, как правило, обыгрывают какие-либо сюжеты.
В этом возрасте ребенка легко заинтересовать заданиями, направленными на обучение и развитие. Главное – включить их в игровую ситуацию.
Задания с кубиками.
Основные нормативы развития:
3 года | строит башню из 9 кубиков, копирует с модели поезд, строит по показу мост |
3,5 года | копирует мост с модели |
4 года | строит по показу ворота |
4,5 года | копирует ворота с модели, копирует простые постройки из кубиков с образца |
5 лет | не может построить лестницу по модели, может строить дома из кубиков |
Задания с соотнесением предметов.
Основные нормативы развития:
3 года | — легко выполняет задания на вкладывание, ориентируясь на размер, — пытается строить вертикаль- ные модели, — запоминает задание, понимает ошибки, — при помощи взрослого может вложить 4 матрешки одна в другую, — собирает пирамидку с учетом размера колец, но иногда игно- рирует различия между верхом и низом различных колец |
3,5 года | — строит вертикальные модели, — сам себя исправляет, очень легко усваивает помощь, — ориентируется на размер, — самостоятельно собирает 5 матрешек в одну, — правильно собирает пира- мидку |
Задания с карточками.
Покажите ребенку набор карточек с изображением разноцветных геометрических фигур. Положите перед ним круг, треугольник и квадрат и скажите ему: «Сюда положи все круги, сюда – все треугольники, а сюда – все квадраты». Затем смешайте карточки и, положив перед ребенком красный, синий и белый круг, аналогичным образом попросите его снова разложить карточки на новые группы.
Основные нормативы развития:
3,5 года – хорошо классифицирует предметы по форме и по цвету.
_____________________________
Покажите ребенку набор карточек с изображением различных предметов: расческа, ложка, кровать, стул, дом и т.п. Попросите его показать предметы, которые вы описываете по способу их употребления (например: «Покажи мне, чем мама тебя причесывает?»)
Основные нормативы развития:
3,5 года – выполняет задание без затруднений.
_______________________________
Покажите ребенку набор карточек, на каждой из которых изображено по одному кругу, котенку, мальчику и т.д., и карточек с изображением нескольких кругов, котят, мальчиков.
Попросите показать вам карточку, где изображен только один круг и т.д., карточку, где много кругов и т.д.
Основные нормативы развития:
3,5 года – легко находит нужную карточку.
_______________________________
Покажите ребенку набор карточек с изображением: животных, людей, одежды, транспорта, еды, посуды, мебели, умывальных принадлежностей. Подобрав совместно с ребенком те картинки из набора, которые можно объединить в одну группу, например, «то, что можно скушать», «то, что бывает на кухонном столе», «что стоит в комнате», «машины», «люди», «животные», «что нужно взять, чтобы пойти в магазин», «что нужно для умывания» и т.д.
Основные нормативы развития:
3,5 года – правильно подбирает предметы, но после 2-3 совместных подборов;
4 года – легко понимает задачу, быстро создает группы.
_______________________________
Покажите ребенку карточки с изображением похожих по форме или цвету предметов. Предложите ему сравнить между собой нарисованные предметы и объяснить вам, чем они похожи, чем отличаются.
Основные нормативы развития:
4 года | сравнивая изображения пред- метов, часто выделяет мелкие, ничего не значащие детали и видит в них общее, например, может установить сходство простых круглых предметов по форме |
5 лет | уверенно выделяет такие приз- наки, как форма и цвет |
Развитие ориентации в пространстве.
Попросите ребенка разложить перед собой предметы так же, как они лежат перед вами: кукла справа, мишка слева. Затем попросите спрятать мишку под стол, достать куклу из-под стула. Затем спросите, где верх, где низ, что значит пойти вперед, а что значит – назад, что лежит в коробке и что под коробкой. И т.д.
Основные нормативы развития:
3 года | выполняет задание в действен- ном плане, может ошибиться в одном или двух направлениях |
4 года | выполняет все задания, объяс- няет то, что от него требуется. |
Развитие внимания.
Ребенку предлагают найти среди расположенных на столе карточек с изображением знакомых ему предметов (30-40 шт.) карточку с таким же изображением, какое ему показывают. Для этого ребенка сначала спрашивают, что изображено на картинке, затем просят найти такую же картинку. Если он правильно выполняет задание, то обе карточки убирают.
Основные нормативы развития:
3,5 года | — находит 8-10 изображений из 10, при этом часто повторяет вслух слово, обозначающее изображение, — ищет, опираясь на словесное изображение, поэтому может ошибаться, когда подбирает, например, к изображенному на карточке яблоку – арбуз, назвав и то и другое яблоком (как пра- вило, эти ошибки исправляются самим ребенком при сравнении карточек) |
4 года | легко выполняет задание. |
Развитие памяти.
1. Попросите ребенка выполнить несколько действий подряд: ставь на стул, обойти стол кругом, взять книгу, подойти с ней к двери, постучать рукой в дверь, открыть ее и вернуться на место.
2. Попросите ребенка сказать вам, с кем он живет дома, что он кушал на завтрак, во что любит играть, а также назвать свои имя и фамилию и повторить фразы:
— сегодня на улице много грязи и луж;
— его зовут Ваней, он учится в школе;
— Шура услышала свисток и увидела поезд;
— летом в лесу было много грибов и ягод.
А затем повторить:
4-7-1; 3-8-6; 2-5-9 и 3-4-1-7; 6-1-5-8; 7-2-9-6.
Основные нормативы развития:
3,5 года | выполняет 5-6 предложенных действий |
4 года | повторяет 4-5 цифр и сложные фразы |
5 лет | запоминает 6-7 простых слов из 10 |
Из серии «Психология детства: Практикум»