Маленький ребенок находится в постоянном движении. Активность необходима ему для совершенствования двигательных навыков, а также для того, чтобы как можно больше узнать об окружающих предметах.
Ниже приводятся критерии развития крупной и мелкой моторики.
Развитие крупной моторики.
Чтобы оценить развитие крупной моторики, достаточно внимательно наблюдать за ребенком. Однако в некоторых случаях можно использовать дополнительные приспособления.
Основные нормативы развития:
13 месяцев | ходит сам |
15 месяцев | ходит долго, приседает, накло- няется, ползет вверх по лестни- це, сам садится в кресло, может встать с коленей |
18 месяцев | — сам поднимается и спускается по лестнице, — может тащить за собой иг- рушки, — может перешагивать через палку, лежащую на полу |
20-24 месяца | — умеет ходить по поверхности шириной 15-20 см на высоте от пола 15-20 см, — ходит по наклонным доскам (шириной 30 см, высотой подъ- ема 20-30 см), — перешагивает через предметы |
2 года | — может поднять игрушку с пола, — нагнувшись, перешагивает через препятствие, — чередуя шаг, попадает по мячу ногой, — удерживает равновесие, пиная одной ногой мяч, |
2,5 года | приставным шагом перешаги- вает через несколько пре- пятствий, лежащих на полу на расстоянии 20 см друг от друга, — удерживает равновесие при прыжке со ступенек, приземля- ясь на обе ноги, — встает из положения лежа, как взрослый, с минимальным по- качиванием и минимумом движений |
3 года | — может несколько секунд про- стоять на одной ноге, — поднимаясь вверх по лестнице, ставит по одной ноге на каждую ступеньку, — спускаясь по лестнице, ставит на ступеньку обе ноги; — прыгает на двух ногах, — может ездить на трехколесном велосипеде |
Развитие мелкой моторики.
Дайте ребенку карандаш и бумагу и предложите ему повторить по показу рисунок вертикальной, горизонтальной линии, круга, креста, квадрата, треугольника, учитывая его возможности. Если ребенок проявляет определенные способности, попросите его скопировать изображение с образца (в этом случае ребенок не должен видеть, как они были нарисованы).
Основные нормативы развития:
18 месяцев | повторяет штрих |
2 года | по показу повторяет вертикаль- ные и горизонтальные линии |
2,5 года | делает 2 или больше линий при рисунке креста |
3 года | копирует круг, повторяет по показу крест, рисует человека («головонога») без туловища |
Что еще умеет ваш ребенок:
От 1 года до 2-х лет | — опускает мелкие предметы в коробку с отверстиями, — рисует каракули, — срисовывает круг и верти- кальную линию, — складывает бумагу, подражая взрослому, — зачерпывает ложкой еду, пьет из чашки, — вставляет вкладыши геомет- рических форм в соответству- ющие отверстия способом проб и ошибок, — может застегнуть и расстег- нуть неразъемную молнию |
От 2 до 2.5 лет | — срисовывает круг и горизон- тальную линию, при этом пра- вильно держит карандаш, — вставляет вкладыши геомет- рических фигур в соответству- ющие отверстия без подбора, — имитирует действия взрослого в конструктивной деятельности, — овладевает вращательным захватом и может раскрутить и закрутить крышку, пробку в банке, бутылке |
От 2-х до 3-х лет | — нанизывает крупные бусы, — складывает пополам бумагу — делает одно движение ножницами, — вырезает из бумаги простые фигуры, делает из бумаги бах- рому, — раскатывает пластилин, — разворачивает фантик, — пьет из чашки, держа ее одной рукой, — поворачивает дверную ручку, — надевает свободную одежду |
Из серии «Психология детства: Практикум»