Этот ассоциативный тест настолько правдив и популярен, что многие психологи используют его как диагностический метод, а многие заводилы в компании — как занятную игру.
Мы же предлагаем провести его как сказку-путешествие со своими детьми. Можно одновременно играть и вдвоём, и всей семьёй. Младшие дети просто с удовольствием поиграют в «воображалки».
Взрослые и старшие дети (кому 12 лет и больше), узнав расшифровку каждой ассоциации, получат пищу для размышления о себе и мире, а вы получите довольно-таки чeткий срез их эмоционального состояния, причем как сознательного, так и бессознательного.
Сначала пройдите этот тест сами, а потом, как-нибудь вечерком, сядьте рядышком с ребёнком и предложите ему «путешествие». Пусть он закроет глаза и представит, что вы идёте по лесу.
Мягко и бережно задавайте вопросы, не перебивайте, но следите за тем, чтобы ваши вопросы не содержали «подсказки» и не навязывали ребёнку поведение (например, слово «перейти» имеет меньшую эмоциональную окраску, чем слово «преодолеть»; «оказаться» — меньшую, чем «достичь», и т. д.).
Слушайте всё, что он хочет рассказать, и мотайте на ус. Будете читать ответы — тогда размотаете.
Представь/те себе…
Итак…
Ты идёшь по лесу. Какой это лес? Какое время года? Солнечно ли, есть ли ветерок? Ты один или с кем-то? Что ты делаешь?
Ты выходишь на полянку и видишь родник. Ты к нему подойдешь? Будешь пить воду?
Вдруг на опушку выскакивает животное. Какое оно? Что оно делает? А ты что делаешь?
Ты идешь дальше, впереди — река. Какая? Как ты будешь перебираться на другой берег?
Ты оказался на другой стороне — и видишь дом. Какой это дом? Хочется тебе туда идти? Ты подходишь к дому, прямо к двери. Опиши дверь. На двери табличка, как она выглядит? На ней написано твое имя — прочитай «надпись».
Ты заходишь в дом. Оглядись вокруг и опиши, что ты видишь. В какую комнату ты пойдешь сначала? Опиши ее. Какие еще комнаты в доме? Ты пойдешь в подвал? Опиши подвал. Что там лежит или кто там живет? Опиши чердак. А там кто или что? Что ты там делаешь?
Одна из комнат в доме — совершенно белая. В ней нет ни окон, никаких выемок на стенах. Когда ты попал туда, дверь закрылась. Что ты будешь делать? Что ты чувствуешь?
Ты выходишь из дома с другой стороны и идешь по тропинке. Впереди тебя — забор. Как ты окажешься на той стороне?
Около дороги, по которой ты идешь, есть нора. Как ты поведёшь себя?
Наконец тропинка выводит тебя к морю. Над морем носятся чайки. Далеко они или близко? Как они себя ведут?
В море ты видишь корабль. Какой он? Как далеко он от берега? Ты будешь до него добираться?
Вот и все, твоё путешествие счастливо закончилось. Ты возвращаешься домой отдохнувшим, посвежевшим и радостным. Не спеша открывай глаза. Скажи, тебе понравлось?
А вам? Обычно такое путешествие освежает и обнадёживает. А ещё даёт ребёнку (да и взрослому) ощущение, что кто-то очень сильный и добрый ведет его по жизни за ручку, помогает, направляет и не даст пропасть ни в коем случае.
Расшифровка.
Давайте теперь присмотримся к расшифровке ассоциаций. В тесте даны ключевые символы, которыми оперирует подсознание большинства людей.
Возможно, что-то лично вы или ваш ребёнок воспринимаете не так, как все, но именно поэтому в тесте есть «дублирующие» ситуации и образы, чтобы картина была более чёткой.
Итак, лес и прогулка по лесу символизируют то, как человек воспринимает саму жизнь и своё движение по ней. Согласитесь, большая разница — вышел ребёнок гулять или потерялся в лесу.
Обратите внимание на сам лес — насколько ребёнку там комфортно, светло, интересно.
Точно так же важно посмотреть на то, каким видит ребёнок дом издалека. Светлым или тёмным, симпатичным или отталкивающим. Возможно, такой он видит свою жизнь в семье.
Обратите внимание, если какую-то деталь дома человек выделяет особенно — крышу с дырками, открытую или запертую (даже забитую деревяшками) входную дверь.
Родник — это восприятие всего нового, что приносит вам жизнь. Если он видит захламлённый, забитый окурками родник, то скорее всего он не привык ждать от жизни милостей.
Так же и животное — это то, как видит других людей ваш ребёнок. Обратите внимание, это страшный медведь или пушистая белка, кто первым идёт на контакт — он сам или детка ждёт, пока подойдут к нему? Или он вообще маскируется, чтоб его не увидели? Тоже довольно показательно.
Река и стена — это символы препятствий. Как человек преодолевает их в тесте, такими же он видит преграды в жизни. Есть люди, которые вообще боятся войти в воду, есть те, кто крушит стену, есть и такие, кому уже готовы и лодочка с гребцом, и лесенка с поддержкой.
Обратите на этот пункт внимание, если в нем появились крайности — «взорву на фиг» или «повернусь и уйду».
То, на что в доме обращает внимание человек, — для него значимые вещи. Кто-то сразу идет на кухню, для него там смысл и центр дома. Кто-то сразу замечает детскую.
Стоит обратить внимание, если при описании какая-то комната не появляется вообще, это значит, что какую-то сферу жизни или какого-то человека ребенок игнорирует бессознательно.
Например, комнату брата или зал, где обычно собирается вся семья. Может быть, тут что-то не так — например, ребенку в этот период жизни нужно уединиться и подумать, а не «тусоваться» со всеми.
Кстати, обратите внимание на общее описание дома — тесно, просторно, темно, пахнет чем-то вкусным или наоборот.
Особое внимание стоит уделить чердаку и подвалу. Чердак — это все знания, навыки и умения, которые мы приобретаем в процессе обучения в школе или в университете, не важно.
Хорошо, когда он представляется аккуратным, когда все разложено по полочкам. Или там живут веселые коты или добрые птицы. Но очень у многих он захламлен или запылен. А может быть, ваш ребенок настолько переучился, что вообще не захочет туда идти.
Подвал — это все подсознательные или плохоосознаваемые устремления, знания, желания и навыки, которые у человека есть.
Если человек охотно лезет в подвал и с удовольствием там находится — то, скорее всего, его подсознательные страхи сильно его не тревожат.
Если он боится идти в подвал и видит его захламленным, грязным, опасным, то, скорее всего, ребенка тревожат какие-то смутные страхи. Кстати, то же самое касается норы.
Если ребенок легко проходит мимо или лезет в нору «покричать», посмотреть, кто оттуда вылезет, то, скорее всего, скрытых страхов у него немного.
Белая комната, лишенная любых выступов, — это метафора смерти. Не ожидали? Но подсознание мыслит так. Посмотрите, как ведет себя там человек. Бьется в истерике? Смиряется? Плачет? Ждет помощи?
Редко кто чувствует себя хорошо в такой комнате, но тут стоит обратить внимание на степень интенсивности переживаний. Чем эмоциональнее реакция, тем болезненнее эта тема для ребенка сейчас.
Чайки у моря — это, как ни странно, родственники. Проверьте себя, посмотрите, насколько навязчиво поведение птичек. Оцените «уровень шума», который они создают. Похоже на правду?
Ну и наконец, корабль — это заветная мечта. Посмотрите, насколько четко ребенок видит детали корабля, это покажет, насколько четко ребенок представляет себе, чего он хочет.
Если это пиратский корабль — тоже ничего, романтика. А вот если это разбитый остов корабля, посмотрите, какие разочарования сейчас гнетут юного человека.
Еще одни критерий — может ли он до корабля добраться. Не беда, если еще не может, и видит вообще «Корабль с алыми парусами». У него еще много лет на то, чтобы понять себя и мир вокруг. Плохо, если он говорит о корабле с печалью или сразу описывает препятствия — нет лодки, чтобы добраться, нет желания.
Такое нередко бывает у подростков, но не пугайтесь, это возрастное «видение мира», оно проходит, когда выросший человек начинает лучше себя понимать.
Напомним еще раз, что ответы, которые вас обеспокоили, — еще не повод записывать себя или ребенка в разряд «неблагополучных», это всего лишь слепок нынешнего состояния сознания и подсознания.
Но на какие-то спорные моменты стоит обратить внимание и учитывать их в дальнейшем.
Авторы: Заряна и Нина Некрасовы