Ребенок левша

Когда родители узнают, что их ребенок левша, они, как правило, начинают беспокоиться, а иногда и паниковать. У них возникает много вопросов: Чем их ребенок отличается от других детей? Надо ли переучивать ребенка? Как леворукого ребенка обучать письму? И др.

Причин для паники абсолютно никаких нет.

Леворукость заложена еще до рождения ребенка. Какая рука будет доминировать – правая или левая – зависит от развития полушарий мозга. В обоих полушариях сосредоточены разные центры жизнедеятельности человека.

Левое полушарие мозга отвечает за логическое мышление, за речь, способности к чтению и письму. С помощью этого полушария мы можем говорить, думать, анализировать и мыслить логически.

Правое полушарие отвечает за творческие (художественные и музыкальные) способности, за невербальное мышление и ориентацию в пространстве. С помощью правого полушария  мы можем фантазировать и мечтать.

Если доминирует левое полушарие, то ведущей, как правило, является правая рука, а если доминирует правое полушарие – то левая рука.

Леворукость можно определить у ребенка в возрасте 4-5 лет. До этого возраста дети экспериментируют с руками.

Чем же отличается дети левши от праворуких детей?

С самого раннего возраста такие дети обладает творческим мышлением, у них хорошо развиты фантазия и художественные способности. Также у этих детей отмечают большие музыкальные способности.

Левши очень эмоциональные, они ранимы и глубоко переживают обиду. Они больше, чем правши, склонны к пессимизму, больше подвержены различным страхам, они не уверены в себе и впечатлительны, у них снижена работоспособность.

У левшей больше, чем у правшей развита интуиция, и они больше склонны находить нестандартные решения.

Развитие левшей происходит обычно скачками – они то обгоняют сверстников в развитии, то отстают от них.

Но в то же время детям левшам тяжелее, чем другим детям, даются чтение и письмо как раз из-за доминирования правого полушария. Они довольно долгое время путают и пишут буквы и цифры в другую сторону. Могут начать писать слово не с первой буквы, а с последней. Это называется зеркальное письмо. Детям левшам требуется больше времени, чтобы усвоить порядковый счет.

Также у леворуких детей существуют проблемы с пространственной ориентацией. Они могут врезаться в двери, натыкаться на углы. В письме леворукому ребенку совершенно все равно, как писать – справа налево или снизу вверх, или сверху вниз.

Считается, что зеркальность и проблемы с ориентацией в пространстве – это нормально до 10-ти лет. Если эти проблемы сохраняются и дальше, то такому ребенку нужны специальные коррекционные занятия.

Дети левши долго путают время. Определять время по часам со стрелочками оказывается для них очень затруднительно опять же из-за проблем с пространственной ориентацией.

Переучивать ребенка левшу или нет?

Нельзя переучивать левшу, заставлять его, чтобы он писал правой рукой. Мозг ребенка не приспособлен к этому. Чтобы вам было понятнее, что чувствует ребенок левша, когда его заставляют писать правой рукой, попробуйте написать что-нибудь левой рукой.

Просто задумайтесь, для чего переучивать ребенка? Кому это нужно? Ребенку это точно не нужно, а именно вам для чего это нужно? Чтобы он был такой как все? Или есть какие-то другие причины?

Переучивание левшей приводит к нарушениям в развитии ребенка, а также к неврозам и невротическим реакциям организма (заикание, энурез, нервные тики, головные боли, нарушение пищеварения и др.).

Сейчас уже в магазинах канцтоваров можно купить ножницы, тетрадки и ручки для левшей. В школе учителя левшей сажают с левой стороны парты. Поэтому причин для беспокойства совершенно быть не должно.

Как правильно развивать ребенка левшу?

Вместо переучивания лучше уделить большое внимание формированию навыков, которые помогли бы ребенку успешно развиваться. До 7-ми лет обе стороны тела у ребенка должны развиваться равномерно. Для этого левшам полезно заниматься плаванием, бегом, кататься на роликах, лыжах, велосипеде.

Не сравнивайте ребенка ни с кем. Сравнивать можно только результаты ребенка вчерашние и сегодняшние. И это касается не только левшей.

Т.к. левши обладают творческим мышлением, им нужно заниматься рисованием, лепкой, аппликацией, оригами, вязанием, макраме. Старайтесь не вмешиваться, когда ребенок занимается творчеством. Помогайте, когда ребенок вас об этом просит.

Старайтесь наладить с ребенком доверительные взаимоотношения, основанные на понимании и сотрудничестве. Это важно, т.к. левши очень эмоциональные и ранимые.

Как родителям вести себя с ребенком левшой?

— Помните, что леворукость – это не патология. Примите эту особенность ребенка.

— В процессе обучения и воспитания нужно учитывать особенности ребенка.

— Хвалите ребенка за его успехи, даже за маленькие шажочки.

— Поощряйте творческие способности ребенка.

— Расскажите ребенку о его особенности, объясните, что с ним все нормально. Если ребенок переживает по поводу своей леворукости, приводите примеры известных людей, которые являются левшами (Моцарт, Бетховен, Лев Толстой, Льюис Кэрролл, Александр Пушкин, Ганс Христиан Андерсен, Александр Македонский, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн, Никола Тесла, Аристотель, Билл Гейтс, Генри Форд и др.).

— Не следует самим обучать ребенка чтению и письму. Если хотите развивать ребенка, то лучше пусть эти занятия проводит специалист (дефектолог или педагог начальных классов).

— Не отдавайте ребенка левшу в гимназию или классы с углубленным изучением каких-то предметов. Для него это будет очень трудно.

— Т.к. ребенок левша очень раним и не уверен в себе, настраивайте ребенка на успех: «У тебя все получится!», «Ты сможешь это сделать!» и т.п. Создайте в семье такую атмосферу, чтобы поддерживать самооценку ребенку.

Ирина Базан

Источнк

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *